Культура

Север и Восток Западного Морора занимают холмистые равнины, как следует обжитые лавикандцами. Там уже тысячи лет выдаются феоды и давно построены семейные замки брэ, там рядом стоят гегрийские деревни и почти неотличимые от них с высоты деревеньки туземцев, там высятся города, величайший из которых — Тагейн, столица протектората.

К западу от непроходимых джунглей и живущих в них племен Вату, к востоку от принадлежащих мкази горных хребтов, живут племена морорцев, о которых в империи знают мало, хотя сталкиваются с ними часто. Это племена кивари, обитатели восточных предгорий.

Есть места, где человек жить не должен. Это не те места, до которых люди пока еще не добрались, как Морорские горы. Это не те места, где люди не нашли для себя ничего особенного, как пустыня Соб. Это места, отторгающие человека (и даже, наверное, варвара) всем своим существом.

Когда в сезон дождей 451-452 года IV династии Худдов старший сотник морорских туземных частей по прозвищу Тростник замышлял свое восстание против империи, он едва ли мог предположить, как обернутся события. Удачную для морорских повстанцев войну на Юге он еще предугадать мог (последние месяцы перед началом войны в армии ходили такие слухи). Но он не ожидал ни вспышки тифа, губительного для туземцев и кафа, ни параллельного религиозного восстания среди своих соплеменников, ни конфликтов в верхушке лавикандских колониальных властей.
 

Племена Себави, традиционно живущие в Юго-Западном Мороре, называют самыми замиренными, самыми цивилизованными и самыми спокойными. Первое и второе, пожалуй, верно, третье - только отчасти. Но так или иначе себави играют крупную роль в колониальной политике, в отличие от двух других западно-морорских племенных союзов выступая в роль субъекта, а не объекта. Что мы можем о них сказать?

В Империи мкази обыкновенно именуются горцами - и живут, соответственно, в горах Морорского хребта (или, как говорят они сами, Ктао-лы, Теплых гор), разрезающего остров на две практически равные половины. Горы эти крайне труднопроходимы, а при временами случающемся похолодании и вовсе непреодолимы; с другой стороны, именно они наиболее богаты так необходимым империи железом. Попытки утвердиться здесь относятся еще ко временам Као II, однако дело не сдвинулось с мертвой точки и после колонизации Восточного Морора в обход.

Мы чрезвычайно много писали о лавикандцах и немало - о варварах. И хотя в обоих случаях предстоит еще много работы, несправедливо, что мы почти ничего не писали о третьем разумном виде “Земли и воды” - морорских туземцах. Краткую вводную информацию о них можно найти в одной из глав Книги империи. Но все же нужно рассказать о них чуть больше, тем более что в некоторых случаях они представляют интересный материал если не для игрока, то уж точно - для мастера.

В “Порохе и хлебе” мы несколько раз говорили о том, что образование может радикально изменить жизнь варвара (то есть человека). Это можно выразить даже игротехнически: герой из семьи состоятельных буржуа, закончивший университет, может генериться как аристократ; крестьянин, закончивший университет, - как представитель третьего сословия, ну и, конечно, кто угодно, закончивший богословский факультет того или иного заведения - как духовное лицо.

Завершают наш рассказ о фехтовальных школах брэ четыре новых школы. Две из них были специально написаны для финальной редакции Книги игрока, еще две - переработанные, улучшенные и дополненные старые идеи.

Период развития империи после Пророка принято делить на классическую и современную часть. И та, и другая, если смотреть на нее с точки зрения нашего мира, напоминают уже скорее новое время, чем средневековье - хотя, конечно, это Раннее Новое время.

Если пять старых школ возникли на заре существования империи, то следующие за ними пять традиционных - достижение уже более поздних времен, раннего и среднего имперского периодов. В это время брэ по-настоящему освоили ковку стали и достигли в ней замечательных успехов. Это позволило делать мечи новых типов и форм, привело к упрочнению и утяжелению доспехов и создало пехоту брэ в том виде, в каком мы ее себе представляем.

 

Pages