Морорцы 2: Хребет Ктао-лы

В Империи мкази обыкновенно именуются горцами - и живут, соответственно, в горах Морорского хребта (или, как говорят они сами, Ктао-лы, Теплых гор), разрезающего остров на две практически равные половины. Горы эти крайне труднопроходимы, а при временами случающемся похолодании и вовсе непреодолимы; с другой стороны, именно они наиболее богаты так необходимым империи железом. Попытки утвердиться здесь относятся еще ко временам Као II, однако дело не сдвинулось с мертвой точки и после колонизации Восточного Морора в обход.

Регион крайне слабо картографирован за исключением нескольких крупнейших перевалов - причиной чего мкази, собственно, и служат; сам рельеф гор практически не изучен, неизвестно ни число, ни расположение более-менее плодородных долин и, как следствие, сколько-нибудь крупных поселков мкази. Дороги тут начисто отсутствуют, а сложная конфигурация вершин делает полет на драконах чистым самоубийством.

Имперская армия иногда появляется тут, последний раз в ходе операции “Парабола” при Лавренции II, но далеко тоже никогда не заходит. Именно таким экспедициям мы, к сожалению, и обязаны почти всей информации о мкази, какой располагаем. А ее ценность не всегда равнозначна.

Отдельные пленные утверждали, что в местах, куда лавикандцы не добирались, можно найти пещеры со стенами из чистого золота, гнездовья огромных птиц, неизвестно чьи гробницы и даже огромный и совершенно пустой чужой город над облаками. Но это больше говорит о пленных, чем о Морорском хребте.

Глубокие же районы морорских гор надлежит рассматривать как полностью независимую от Империи территорию, не усвоившую лавикандской культуры совсем. Прекратить это положение не представляется возможным.

Смешенье племен

Собственно мкази - этнос весьма и весьма молодой. Еще в исторические времена, при Гобахидах, горцы представляли из себя сумму даже не кланов, а вполне различных племен - северные фенотипически больше походили на кивари, южные - на адани. Различными были мифы, брачные традиции (на юге, скажем, практиковались сверхширокие семьи вроде глахари), языки, с которыми благодаря пленным лее ознакомились уже тогда, были различны, хотя и взаимопонятны. Племенные союзы (вроде северного Союза Красных перьев, разгромленного при Варсо I) оставались именно союзами, страдавшими от многоначалья.

Однако именно после битвы у горы У-Шань, точнее даже после окончания Религиозных войн и основания Тангора, и началось по-настоящему ускоренное освоение Восточного Морора. Мкази здорово оттеснили из предгорий и с южных отрогов хребта - и в условиях насильственного спрессовывания двух племен в одно в изолированном пространстве и произошло ускоренное формирование народа - крепко спаянного, насквозь традиционного и предельно военизированного. Который и называется мкази с тех самых пор.

Доминирующим элементом оставались воинственные северяне. В частности, религией мкази остался простой, понятный и фундированный духами местности анимизм, южные же преставления о Бруме и Пигн оказались начисто исключены. С другой стороны, южане занесли на север овец, в добавок к ранее прирученным козам.

Поражения времен Варсидов - до сих пор основной мотив горских сказаний. Забавно, но если верить им, картина обретает еще большую остроту: якобы ранее мкази владели натурально всем Морором, прочие же народы были созданы, дабы служить им, и прекрасно это сознавали. Но пришедшие злодеи-лавикандцы загнали всех настоящих людей в горы с двух сторон, вместо них поселив в Мороре бывших рабов мкази, у которых и души-то нет.

В дальнейшем мкази сумели снова расширить свой ареал дальше на юг, но уже как единая культура. Полного единства, однако, достичь не удалось - некоторая изоляция поселков и ожесточенная конкуренция за горные пастбища создает обществу мкази те же самые проблемы, из-за которых раздроблен варварский Уолш. Совет Вождей функционирует, это удалось выяснить точно, но где и как часто он собирается - тайна неразгаданная и, кажется, кропотливо оберегаемая.

Социальная лестница и хозяйство

Во времена этого смешения мкази и реализовали сохраняющуюся и по сей день социальную структуру.

Подобно бахари, мкази выделили, прежде всего, развитое и сложное военное сословие. Но если у бахари войны преимущественно междуусобные и весьма ритуализованные, то мкази находятся в постоянной малой войне с Империей. С другой же стороны, суровые условия гор и вконец испорченные отношения с замиренными соседями ставят перед племенем задачу обеспечения продуктами ремесел как-нибудь почти без торговли.

Соответственно, есть “охотники” - команды, собирающиеся исключительно для быстрого набега на равнинных собратьев. Таким может стать - и в какой-то момент надолго становится -  любой взрослый мужчина, на время оставивший своих овец на жену и нашедший себе отряд по вкусу. Обычно это жители одной или нескольких соседних деревень, вооруженные кто чем может и выходящие в самую ближнюю округу, к тем же адани и кивари. Главная цель грабежа всегда рис, но охотно берут и ткани, и даже посуду. Скот с собой стараются также угнать, но при нужде бросают. Самое главное - уйти назад в горы, пока не подтянулись лавикандцы, но не вернуться из набега совершенно нормально. Точно так же, бывает, ходят горцы и к таким же горцам из другого племени - целенаправленно за скотом и оружием.

А есть, с другой стороны, “бесстрашные”, носители характерных горских железных мечей. Это кровные родичи вождей, проводящие свою жизнь в тренировках и, как считается, в непрестанном обращении к духам. Из них в случае внезапной убыли выбираются новые вожди. От лица вождей родов они осуществляют суд, собирают подать продуктами для себя, вождей и шаманов, охраняют свои деревни от соседских набегов. Именно они в случае по-настоящему крупных набегов - обычно за рабами - или неразрешимых междуусобиц водят за собой ополчения ввереных им деревень, а в случае вторжения имперских войск - объединяются в отряды под командой племенных вождей. По боевой сноровке они превосходят бойца бахари, а будучи сведены в отряд, способны долго и эффективно драться в горах совершенно автономно.

Кроме войны, мужчины занимаются либо выпасом коз и овец - практически все, головы скота есть показатель достатка и универсальная валюта - либо довольно простыми ремеслами, о которых не стоило бы и говорить, если бы не строительство и прекрасно развитая оружейная металлургия. Важно понимать, что ремесленник обслуживает прежде всего сиюминутные потребности своей деревни или - реже - своего рода, торговля развита весьма и весьма слабо.

Ниже всех стоят рабы. Это морорцы, по большей части адани, захваченные в ходе организованных вождями больших набегов специально на пополнения в шахты. Бытовых рабов мкази не признают, вероятно, потому, что так они просто не оправдают себя экономически. Железные же копи неплохо организованны и работают постоянно; железо из них и рабы на них считаются личной собственностью вождей, так что целенаправленно убивать рабов никто не осмелится, но выжить на железе долго еще ни у кого не получалось.

Ну и совершенно особняком, сразу же после вождей и явственно перед “бесстрашными”, стоят шаманы. Шаманом, в отличие даже от “бесстрашного” (замечательного воина вождь всегда рад быстро усыновить), стать нельзя, можно только родиться - шаманы всегда осматривают детей после того, как те научатся говорить, и забирают некоторых к себе, руководствуясь неизвестным методом.

Скорее всего, отбор проходит по тому же принципу, что у Хозяев Боли, потому что сходится цель. В отличие от всех остальных морорских шаманов, знающие мкази обращаются к духам местности часто, охотно и, возможно, весьма эффективно. Так, по всей видимости, именно шаманы ищут руду (по мнению бежавших с гор рабов - интуитивно и безошибочно).

Кроме того, как говорят, в горах шаман в принципе никогда не заблудится, даже после метелей, даже после оползней, а потому рядом с вождем в походе всегда идет шаман-проводник. Но, учитывая, что вне гор таким ориентированием они похвастаться не могут, еще вопрос, духи ли это, талант вроде Поиска пути дишу, или накрепко вбитые знания, окруженные флером мистицизма.

Духовное и материальное

Имея критерий истины такого рода, мкази крепко держатся за свой анимизм. Несмотря на долгую изоляцию, у них так и не выработалось учений вроде культа Тйу - ни в чем таком не было необходимости. Разумеется, не произошло и включения мекрарианства - горцы в реинкарнацию не верят; вместо этого считается, что каждый павший в бою становится духом и в дальнейшем почитается как таковой.

С другой стороны, дух убитого считается до полутора лун привязанным к своему телу (что, в общем, соответствует действительности в самом грубом изложении), и до того его можно впитать в себя, употребив мясо хозяина духа. Таким образом, во-первых, считается возможным унаследовать его достоинства, а во-вторых - надежно помешать его вхождению в мир духов, тем самым облегчив участь своим пребывающим там соплеменникам.

Что касается материальной культуры, то мкази, не будучи способными - по недостатку ресурсов - на быстрый социальный прогресс, весьма успешно противостоят регрессу. Им удалось, в отличие от кивари, сохранить почти весь комплекс умений из долавикандских времен - прежде всего работу с камнем - и заново развить металлургию.

С деревом в горах всегда было не слишком хорошо, и мкази поневоле пришлось развить каменное зодчество. Живут мкази длинными, лепящимися к склонам домами - на башни их умений пока еще не хватает. Каждый дом в деревне - собственность одной семьи, и когда молодой парень берет себе жену, дом просто продляют дальше. Такую же форму имеет и хлев, также один на семью.

Обилие железа позволяет местным кузнецам воспроизводить в товарных количествах как позаимствованные у кивари “рыбьи хвосты” - специфические морорские ножи, так и мечи, явно созданные под впечатлением от мечей брэ, но должным образом масштабированные. Доспехи же в горах не прижились, обычно “бесстрашному” кузнец просто густо проклепает куртку железными бляшками, у простого горца нет и того.

А вот с сельским хозяйством все несколько печальнее. Возросшее количество набегов на деревни позволило вычислить, а потом и подтвердить один небезынтересный факт. Хозяйство мкази перестает их кормить. Точнее, перестает в полной мере покрывать их потребности - при том, что большого роста населения у горцев, кажется, нет.

Но факт остается фактом - если раньше мкази могли, при некотором напряжении, достигнуть самообеспечения и тем самым на имперскую блокаду плевать, а в набеги ходить все больше за рабами, то теперь от “охотников” требуется чаще и брльше носить именно еду. Причины? Пленные, сами пастухи, указывают и на сокращения числа пригодных высокогорных пастбищ, и на большую смертность приплода. И на то, что зимой теперь куда труднее гонять стада.