Праздники Империи
В одном из предыдущих четверговых текстов мы писали про то, как лавикандцы воспринимают время в сутках и на какие части их делят. Сегодня мы бы хотели поговорить о более крупных временных промежутках - о том, что заменяет лавикандцам привычную нам с вами семидневную неделю.
Исторически в Империи не сложилось традиции делить месяц на семь дней и выделять два из них под выходные; традиции ходить в церковь по воскресеньям там тоже нет, и вообще слово “воскреснье” не имеет какого-то особо религиозно-окрашенного значения, так как Мек еще не воскрес, а Пророк - вообще не воскрес.
Тем не менее, работать месяцами без выходных не могут даже лавикандцы. Роль выходных в империи выполняют многочисленные религиозные праздники и светские памятные даты. В Лавикандии две государственных религии - Лаврикианство и Мекрарианство. Таким образом выходными днями являются религиозные праздники именно этих религий. Кроме того, праздничными днями объявляются особенно значимые годовщины из имперской истории - открытия новых земель, основания городов, дни, посвященные крупные достижениям (например, приручению драконов). Теоретически, гражданин империи (но не варвар!) может взять выходной и в любой другой день, при условии, что он предупредит об этом заранее, отработает отгул в общий праздничный день или откажется от оплаты за пропуск.
В среднем, праздники длятся по два-четыре дня и случаются каждые десять-пятнадцать дней, но на самом деле система эта довольно нерегулярная. Могут быть и пятидневные рабочие недели, хотя это случается не так часто. При этом больше, чем 15 дней без выходных обычно не бывает - все уже давно смекнули, что это скверно отражается на работоспособности и, даже если какого-то крупного праздника в это время нет, то до его статуса особым распоряжением “поднимают” какую-нибудь менее значительную годовщину. Дней же без годовщин в лавикандском году, надо думать, вообще не осталось.
Кроме больших праздников, которые являются полноценными выходными, в Лавикандии существуют еще так называемые “малые” праздники, в которые рабочий день сокращенный. Эти малые праздники - амбивалентное явление в жизни империи. С одной стороны, они являются настоящим спасением, когда рабочая “неделя” вдруг растягивается на 12-15 дней; с другой - в иных, особенно провинциальных, худдских ведомствах о них “вспоминают”, когда столоначальнику надо уйти пораньше, или хочется слупить побольше денег с незадачливого просителя. Существует нечто вроде бюрократической легенды о некоем худде в Управлении Дорог и Границ, который за двадцать лет не пришел на работу вообще ни разу, находя по празднику на каждый божий день.
Помимо этого, некоторые праздники - из тех же самых годовщин - являются выходными строго для одной профессии, а то и строго для одного ведомства. Они могут быть самыми разными - от взятого явно произвольно Дня Учреждения Его Императорского Величества Службы Гонцов (празднуется в самой середине сезона дождей, когда с депешами негусто) до вполне историчного Дня Десантника (2 число третьего месяца лета, и хоть трава не расти).
Конечно, главным образом эта система работает для чиновных служащих и других сотрудников гос. учреждений (например, поваров в ведомственных столовых). Люди, не связанные строгим государственным контролем, например, частные лавочники - могут устраивать себе рабочие и выходные дни, когда им заблагорассудится. Схожая ситуация с частными конторами, с тем только исключением, что большие государственные праздники (начало сезона дождей, день Хоэлла, ит.д.) - обязательны и для них тоже.
Кроме того, имеется традиция отмечать Дни города - многие из этих дат весьма условны, но многие города - те же Тагейн с Тангором основаны во вполне исторические времена. Празднества остаются локальными, но - в богатых провинциях - могут быть исключительно пышными. День Столицы - и вовсе де юре общеимперский праздник.
Имеется, к слову, похожий варварский праздник - День Острова на Сине, 19 числа второго месяца весны. В последние столетия его празднует даже часть лавикандского населения - он предельно деидеологизирован и десакрализован внешне. На самом-то деле это все-таки день основания Великого Герцогства Синского и Тингского - и национальными варварскими кругами скрыто празднуется как таковой.
Армия празднует, конечно, несколько иначе. Для офицерского состава, в равной мере брэ и худдов, все вышеописанное актуально - то же празднование, те же подарки, если повезет - то и в семейном кругу. Разумеется, разгул на День Пророка (для худдов) и День св. Хоэлла (для брэ), куда как выше градусом, чем в чиновничьих домах, но и все.
Солдатам же из всего этого сияющего великолепия остается пять нерабочих дней в году - собственно, Пророк с Хоэллом, Новый год, Зачатие Государя плюс плавающий День рода войск. На Новый год, впрочем, традиционно уходят в недельный (без проезда) отпуск отличники боевой подготовки.
При этом любой праздник может быть отменен уже приказом по полку - и перенесен куда-нибудь на более удобное время. Есть, например, народная песня о гарнизоне брэ, полгода просидевшем в окружении и сразу по деблокировании, что пришлось на осень, начавшем яростно гулять Новый Год.
С другой стороны, есть армейские праздники, к выходным относящиеся постольку-поскольку. Это триумфы. Иногда ad hoc (какой устроили Иан-зал-Нару после Терлеса), иногда в память об эпических победах того же Нрайвы II. Солдат, разумеется, из части не распускают, напротив, строят на парад и к большой радости граждан проводят через город с развернутыми знаменами. Зато никаких хозработ и - в мирное время - немного бесплатной выпивки.
Наособицу стоит дом фели. Фели не бывают лаврикианцами, таким образом добрая треть общеимперских праздников теряет для них всякую актуальность. К имперской истории они (хотя иногда и ради эпатажа) тоже не питают большого уважения. Это оставляет мекрарианские праздники для мекрарианцев, но их процент от общего дома фели не так уж велик.
И вот тут приходит на помощь история собственно фелийская. Празднование Дня Основания Института - чуть ли не самое... концентрированное. Фели веселятся кошмарно, на разрыв. Это даже не Новый Год - на один день в году считается приличным оставить рамки враждующих кафедр, забыть, кто тут чинная преподавательница, а кто - полунищий студент, не вспоминать даже о святом - о сессионных долгах. В этот день в вечерней столице можно увидеть дневников и рассветников, бесплатно веселящих даже и худдов, если кто захочет посмотреть. И в этот день - единственный - не приняты злые розыгрыши. (Увы, не все соблюдают последнее правило).
Кроме этого, фели вместе со всей остальной империей отмечают Новый год (он же - начало сезона дождей), и день императора Хоэлла (святым его фели, конечно, не называют), после которого в Священном институте начинаются летние каникулы и практики. Эти два праздника отмечаются уже не с таким безудержным разгулом (особенно день Хоэлла; надо же оставить силы, чтобы потом пить все каникулы), но тоже любимы. Проблема выходных у студентов решается случающимися каждые десять дней “библиотечными днями”, кроме того - дырками в расписании (ну и прогулами, разумеется). Для преподавателей и профессоров дырки в расписании тоже актуальны, а фели, работающие вне университетских структур, либо организуют график чередования держурств либо следуют в общей “струе” организации, в которой они работают.
Примерное расписание больших праздников в “наше время” выглядит так:
Сезон дождей:
1 день 1 месяца сезона дождей - Начало сезона дождей, он же - начало нового года. Праздник отмечается во всей империи с большой помпой. Устраиваются народные гуляния, фейерверки. В домах побогаче часто организуют балы-маскарады, а люди попроще ограничиваются плясками на площади. В этот день принято одеться понаряднее (народная традиция гласит - во все новое) и дарить друг другу ценные подарки.
16 день 1 месяца сезона дождей - День света (запускают фонарики в небо и по водоемам). Пожалуй, самый детский праздник в Лавикандии - с другой стороны, поздравить с ним бездетную пару или и вовсе зазвать их пускать фонарики будет вопиюще бестактно. Исключением являются разве только молодожены; народная традиция гласит, что запустить фонарик в первый после свадьбы день света - к многочисленному и здоровому потомству.
3 день 2 месяца сезона дождей - День основания Священного института (сугубо фелийский праздник, никем больше не отмечаемый; после него начинаются двухнедельные зимние каникулы у студентов и отпуска у преподавателей). Этот праздник празднуется только фели, но празднуется ими невероятно бурно. Скучные и лишенные воображения сотрудники ВОТов тоже его любят - именно в этот день им перепадает от фели максимальное количество взяток и штрафов. Хотя возвращаются с патрулирования не все - пьяные или просто рисующиеся перед приятелями фели могут быть весьма изобретательны даже и в несмертельных шуточках.
8 день 3 месяца сезона дождей - День столицы (формально принято считать, что в этот день было основнано Кос-тха-ни. Настоящая дата основания никому не известна - это произошло в поистине доисторические времена. Но праздник тем не менее отмечается очень широко - особенно конечно в столице и пригородах. Для жителей других городов этот день скорее символ единства империи). Улицы столицы украшаются лентами и иллюзиями (Кос-тха-нийцы гордятся своим праздником и готовы раскошелиться, а ничто другое в сезон дождей все равно не удержится на стенах домов), в богатых домах устраивают приемы и званые обеды.
Весна:
10-й день первого месяца весны - День поминовения Усопших. В этот день принято приходить на место погребения предков, убирать их и украшать цветами, ветвями и специальными бумажными лентами. Их, и курительные палочки вам продаст любой кафа-торговец по дороге к кладбищу, но почтительные потомки закупают такие ленты заранее. На самом деле это пятый день выходной десятидневки: многие верующие, особенно чиновники-худды, живут далеко от мест, где похоронены их предки. Такой большой выходной дается на то, чтобы они успели съездить домой, провести необходимые церемонии и вернуться к началу рабочих будней.
1 день 2 месяца весны - День зачатия Пророка (главный лаврикианский религиозный праздник. Дата, конечно, вымышленная - никто не знает точной даты рождения Пророка). В Лаврикианстве он играет роль пасхи для христиан: чтобы продолжать считаться верующим, нужно прийти в этот день на торжественную службу, даже если обычно вы в церковь вообще не ходите.
19-й день 2 месяца весны - Траур дишу. Совершенно неофициальный и даже до какой-то степени скрываемый от властей, но известный подавляющему большинству гегра день памяти: в него вспоминают историю дома гегра - от Восстания равнин до династии Хэнхэй. Самые ранние и наименее понятные из читаемых в этот день текстов восходят к доимперской древности и совершенно еретичны и противозаконны, однако более поздние как бы отменяют их и символизируют примирение гегра с имперским миропорядком.
8 день 3 месяца весны - Память Атайи (праздник в честь одного из великих мореходов катарир; все об этом знают, но официально праздник называется “Годовщина присоединения морорских колоний”). Наиболее торжественно этот праздник отмечается среди катарир. В Храмах Мореходов по всей империи проводятся торжественные службы; катарир собираются большими компаниями и пируют до утра.
Лето:
20 день 1 месяца лета - День императора Хоэлла (День святого Хоэлла). Общенародный праздник, отмечают все без исключений, хотя лаврикианцы придали ему дополнительный смысл. У Фели после него начинаются летние каникулы и практики, длящиеся месяц. Предполагается, что в этот день первый император Хоэлл завершил очерчивание границ империи и взошел на трон. Поскольку для лавикандцев мир по большому счету ограничивается их империей, день Хоэлла - нечто большее, чем просто годовщина основания государства. В этот лень принято дарить друг другу подарки. По традиции это медовые пряники (Хоэлл якобы был к ним неравнодушен), но в наши дни часто дарят и гораздо более дорогие вещи. А пряники и худдские теометрические открытки остаются сувенирами для коллег и шапочных знакомых.
4 день 2 месяца лета - Траур по Пророку. Важный лаврикианский памятный день. В отличие от дня зачатия Пророка это реальная историческая дата - именно на 4 день второго месяца Пророка заколол убийца; лаврикианцы в этот день обязательно посещают церкви и соблюдают однодневный траур; к военнослужащим это, правда, не относится, но разрешается надеть на доспехи траурную ленту. Нередко после утренней службы священнослужители в городах устраивают шествия и уличные молебны. А мекрарианцы в этот день просто отдыхают.
3 день 3 месяца лета - Тройка третьей тройки (Праздник влюбленных). Праздник этот - не лаврикианский и не мекрарианский, а народный: у гегра и кафа в этот день заключается большое число помолвок. В худдской среде он считается не вполне пристойным, и именно поэтому молодежь празднует его с особенным энтузиазмом; фели, в среднем, игнорируют его, воспринимая разве как повод подарить партнеру какую-нибудь милую безделицу. Для брэ же это как раз праздник семейный, проводится дома, а подарки преподносит не только глава семейства, но и обе супруги - мужу и друг другу.
Осень:
1 день 1 месяца осени - День воцарения императора. Как и День зачатия императора это традиционная дата, не соответствующая реальной исторической; в этот день во всех городах империи чиновники Ведомства дворцов проводят ритуалы, аналогичные тем, что совершает сам император в Палатах Неба, а подданные просто наслаждаются выходным днем.
16 день 1 месяца осени - День проповеди Большого канала. В этот день по всей империи проводятся традиционные гонки на лодках и драконах; вообще это один из самых веселых праздников в империи, с маскарадами, уличными шествиями и непременными выступлениями уличных циркачей. Какое отношение он имеет к знаменитой проповеди Пророка - неясно, но так уж повелось.
10 день второго месяца осени - Праздник риса. Посвящен сбору урожая; празднование как правило длится все десять дней до Дня совершенных. В деревнях отправляются ритуалы культов Земли - почти открыто, но кого ни спроси, никто не видел. Официальное же празднование включает в себя все то же самое, что и другие подобные дни - танцы, застолья и ряженых.
20 день второго месяца осени - День совершенных. Главный мекрарианский праздник в году, давно ставший общеимперской традицией и обязательным выходным днем даже для чиновников-худдов; Лаврикианская церковь формально привязала к этой дате Празднование древних вероучителей, но даже регулярные прихожане часто об этом не догадываются.
Здесь перечислены, конечно, только самые крупные праздники Империи. Промежуточные выходные приурочиваются к историческим датам и религиозным датам и дням памяти святых и мекрарианских учителей - все это мы оставляем на усмотрение мастера.