Не мальчика, но мужа

Все мы знаем, что лавикандцы живут дольше, чем люди и, соответственно, дольше взрослеют. Нашим читателям мы предлагаем для простоты умножать на 5. То есть, если они хотят создать персонажа, которому будет 35 лет по человеческим меркам, по лавикандским ему следует дать 175 лет. Однако возраст — понятие относительное. Возраст условного совершеннолетия и другие временные вехи для разных домов мы попробуем рассмотреть в этом четверговом тексте. 

Худды

Юноша худд считается совершеннолетним в 75-80. В этом возрасте он поступает либо в училище, либо на службу. В любом случае наш юноша еще только в начале своего жизненного пути. Он должен прилежно слушать советы старших и много работать, чтобы завоевать уважение.

Дом худдов, пожалуй, более всего в Империи считает, что молодость — это порок, которые следует изжить как можно быстрее. При колоссальном общедомовом уважении к старости, солидный возраст воспринимается как объективное преимущество. Чем быстрее ты перескочил из звонкого юноши в почтенного мужа, чем раньше обзавелся округлым брюшком и проседью, тем лучше.

Впрочем, торопить события и стариться раньше времени тоже несообразно (разве можно присваивать себе достоинства, которыми пока не обладаешь?). По-настоящему взрослым мужчина худд становится лет в 150. К этому времени ему уже не плохо бы жениться. Сами худды говорят “К 150 не женился — уже не женишься. К 200 не сделал хорошую карьеру — уже не выйдет”.

Годам к 270 для худда вполне прилично уйти в отставку, почивать на лаврах и поучать молодых. В конце-концов, он так долго шел к этому благословенному возрасту. Можно уже насладиться им в полной мере.

Все это увлечение зрелым возрастом, однако, совершенно не относится к худдским дамам. Наоборот, среди женщин процветает культ молодости. Не смотря на то, что одеваться и вести себя следует подобающе своему возрасту, хорошо бы, чтобы худдская женщина была юной, тонкой и звонкой (отсюда — общее увлечение худдских барышень всех возрастов болезненной худобой).

Совершеннолетия худдская девушка достигает лет в 75-80 — возраст, когда ее можно выдать замуж. Теоретически, выдают и с 60 лет, но это в обществе могут расценить как опасно ранний брак. Впрочем, лучше уж опасно-ранний, чем поздний. Девушка, которую не удалось пристроить замуж к 100 с чем-то годам, уже может рассчитывать на косые взгляды знакомых и родственников. То же может произойти с замужней дамой, у которой к 130-140 годам все еще нет детей. Лет в 260-270 худдская дама имеет возможность окончательно остепениться, перестать уделять такое тщательное внимание нарядам и драгоценностям, официально стать “бабушкой” и щедро проливать свою мудрость на юное поколение.

Гегра

Еще один дом, где уважение к возрасту (чем старше, тем лучше) нельзя недооценивать — дом Гера. При этом он повторяет ситуацию с возрастом в доме худдов с точностью до наоборот. Мужчине еще можно побыть молодым и в 120 и даже в 160 (в конце-концов, мужчины — такие дети). Но вот женщине желательно повзрослеть и остепениться как можно раньше. Комплимент “она выглядела старше своих лет” действительно является комплиментом.

Совершеннолетие в доме гегра очень наступает рано. В 50 лет ребенок должен уже научиться ремеслу и работать в поле. При этом, разумеется, это не означает, что он готов покинуть отчий дом. Учитывая сильные семейные связи дома гегра, покидать родителей следует только после женитьбы. И то, если есть куда переехать. Женятся мужчины-гегра тоже довольно рано: лет в 70-80. Поскольку жена в доме Гегра традиционно чуть старше старше мужа, то и в брак они вступают чуть позже, в 90-100 лет.

Все это, впрочем, верно в большей степени для деревенских гегра. Гегра в городах, воспринявшие отчасти худдскую культуру (особенно под влиянием лаврикианства) считаются взрослыми лет в 70-80 и женятся в 100-120 лет.

Ранние браки гегра объясняются еще и тем, что в этом доме считается, что завести детей нужно как можно раньше и иметь их как можно больше. Если худды думают, что следует остановиться на одном или двух, каждый брэ будет стремиться к заветным трем сыновьям (и бесчисленному количество дочек), то семья гегра, в которой шесть, восемь или даже двенадцать детей — дело нормальное и хорошее. Отчасти такой рождаемости способствует, что в Лавикандии (и особенно в доме Гегра) часто рождаются двойни и тройни.

Самый почтенный член дома Гегра — это, разумеется, бабушка, матрона, старшая родственница. Именно она сидит в Совете матрон, именно к ней обращаются молодые гегра в моменты душевных метаний или реальных проблем, именно она прославляется в сказках. Даже представители других домов знают — “божьи одуванчики” с вязанием на коленях и в старомодных халатах — вот те, с кем нужно считаться. Потому что… потому что нужно. “Что за вопросы, молодой человек?”.

Брэ

В доме брэ тот день, когда ребенок перестает быть ребенком и становится взрослым известен вполне конкретно. Каждый брэ (будь то мужчина или женщина) проходит посвящение. Это очень закрытая практика, о которой представителям других домов практически ничего не известно, и о которой можно почитать в главе о доме брэ.

Брэ, прошедший посвящение (очень маленький процент не выживает), считается взрослым и получает меч (если речь идет о мужчине). Впрочем, это совершеннолетие не окончательное.

По-настоящему взрослым мужчиной брэ станет, когда отслужит в армии (10 лет после Академии или 20 лет без нее). Женщина считается взрослой, когда выходит замуж.

Как и в доме худдов, в доме брэ считается, что следует жениться до того, как тебе стукнуло 150. Впрочем, в отличие от дома худдов, где это не очень поощряется, брэ может прожить всю жизнь убежденным холостяком и это никак не отразиться, например, на его положении в обществе и карьере.

И все-таки большая часть брэ предпочитают обзавестись семьей. Считается нормой, что в 130 брэ берет первую жену, а к 160 вторую. Девушек брэ выдают замуж годам к 80. Соответственно, вторая жена будет младшей первой. Это тоже норма.

Считается, что к 120 годам женщине следует завести детей. Впрочем, специфика дома брэ позволяет, чтоб только одна из жен понесла ребенка. Заботиться о нем, они все равно будут вместе. Традиционно обязанности распределяются так: первая жена заботиться о доме, младшая — о детях. Однако такое распределение совершенно не является обязательным.

200 лет в доме брэ (как для женщин, так и для мужчин) наступает возраст ритуальной зрелости. С этого возраста прилично интересоваться Книгой боли, более глубоко вникать во внутридомовые культы. С этого возраста тебя будут звать на посвящения твоих дальних племянников, и вообще ты считаешься состоявшимся и достойным мужем. Но это совершенно не означает, что тебе следует успокоиться. Если у худдов — норма годам к 270 понемногу уходить на покой, брэ, при желании, может активно делать карьеру хоть до 299. Было бы желание и позволяло бы здоровье. Хотя, кому нужно здоровье, когда есть меч?  

Кафа и Катарир

В доме Кафа и Катарир считается, что слишком долго засиживаться под родительским крылом вредно и даже опасно (чай, не гегра). Поэтому в 45-50 лет у мужчин из этих домов наступает взрослая жизнь в той или иной форме. Катарир нанимается юнгой на корабль, кафа отдают на обучение к старшему родственнику или мальчик просто вступает в уличную банду. Поэтому к 60 годам для представителей этих домов уже наступает совершенно взрослая жизнь. У катарир она знаменуется еще и тем, что примерно в этом возрасте юноша получает серьгу в процессе посвящения.

После этого уровень твоей степенности и значимости определяется только твоей успешностью. Тот, кто заработал достаточно, чтобы посылать за рисом своего мальчика на побегушках, будет большим человеком и в 100. Тот, кто не сумел сколотить состояния или потерял его, будет мальчиком на побегушках, будь ему хоть 250. Исключение, пожалуй, составляют только совсем древние нищие старцы, которые ходят по улицам с плошками для податей и опираются на посох. К ним любой кафа испытывает уважение хотя бы потому, что они, скорее всего, оказывается мекрарианцами-мудрецами, а то и бывшими воротилами, бросившими семью и состояние.

Важно понять, при этом, что, если в доме худдов, гегра или даже до некоторой степени в доме брэ, следует стыдиться юного возраста, который не соответствует высокому положению, то в доме кафа это совсем не так. Худдский юноша внезапно скакнувший на пятый ранг, будет стариться, стараться выглядеть степенно и вообще считать свою молодость неловкой загвоздкой. Кафа, сколотивший состояние, не достигнув 130 будет гордиться этим фактом. Более того, этот факт будет вызывать уважение у его деловых партнеров. Уважение и опасение — быстрые деньги могут уйти так же быстро, как пришли.

Что касается женщин, тут все подчиняется всем известному закону дома кафа: “любой каприз за ваши деньги”. Женщины — это товар, который могут продать замуж и в 60, и в 50, и даже в 45. Как известно, кафа имеет столько жен, сколько может себе позволить содержать. Поэтому заядлые холостяки кафа подвергаются специфической форме социального остракизма. Плохо не то, что тебе уже 200, а ты еще не женился. Плохо то, что к 200 годам тебе не хватает денег хотя бы на одну жену. Значит с тобой точно не следует иметь дела.

Катарир женятся только однажды и у них дело обстоит чуть более строго. К 150 годам каждый катарир должен найти жену — хотя бы из верности клану. Если не получилось к тому времени встретить заветную избранницу — ничего страшного. Все равно видеть ее будешь только в то короткое время, когда ты не на море, не в поездке или не в небе.  

Фели

“Традиционно”, “сообразно”, “нормально” — всё это слова, которые нет смысла использовать в рассказе о доме фели. Представители этого дома не очень-то жалуют нормативность и поэтому нельзя сказать, что происходит с тем или иным фели в том или ином возрасте. Можно только быстро пробежаться по основным вехам.

Примерно в 60 лет фели выпускаются из школы и условно считаются взрослыми людьми. При этом надо отметить, что большинство фели, например, пробовали алкоголь задолго до выпуска из школы, а возраст согласия (для сексуальной связи с преподавателями) 50 лет. Поэтому получается, что наш условно совершеннолетний фели, только выпустившийся из школы, уже кое-что попробовал из взрослой жизни. Разница заключается в том, что теперь с него будут спрашивать как со взрослого, по крайней мере внутри дома.

Следующая веха — выпуск из высшего учебного заведения. Подавляющее большинство фели получает высшее образование, а многие — два или три. Обычно это занимает 20 лет и к 80 годам большинство фели уже становятся магистрами. Дальше можно устраиваться на работу или продолжать обучение.

На этом, пожалуй, обязательные вехи кончаются. В доме фели нет ни условно нормального возраста для пика карьеры, ни условно нормального возраста для того, чтобы обзавестись детьми. Совершенно спокойно можно встретить 270-летнего профессора ботаники, который увлекся филологией и пошел учиться вместе с 60-летними обалдуями. Никто не мешает 190 летней даме завести первого ребенка, учитывая, что ее знакомый доктор-маг дневного круга сможет и в этом возрасте принять у нее роды.

При этом, нельзя забывать, что современное имперское общество будет все равно судить их по худдским стандартам. Поэтому старичка фели будут называть на улице профессором, а молодого — магистром. Хоть вполне вероятно, что по сути будет все наоборот.  

Лока

Дом Лока для остальных жителей Империи окутан тайной. Вопрос возраста — не исключение.

Представители других домов видят лока довольно редко. А если видят, то с большим трудом определяют их возраст — слишком инаковый у лока вид и запах.

Те предсказатели, которые занимают общественные должности, по умолчанию считаются стариками. Именно так к ним обращаются посетители и коллеги. Однако по большей части эти лока, как раз, довольно молодые люди. Им редко бывает больше 150-160 лет. Все потому, что зрелые лока очень неохотно идут на контакт и не любят должности, связанные с активным образом жизни.