Начальное образование в Империи

Дома: 

Образованние в Империи это, в первую очередь, количество прочитанных книг “на все случаи жизни”, и основой основ образования является грамотность. В Лавикандии принята иероглифическая запись речи, и, хотя самим носителям эти иероглифы могут казаться “интуитивно понятными”, все же обучение чтению при такой системе письма представляет собой определенную сложность. Там, где человеку, принадлежащему к культуре с алфавитной письменностью, достаточно выучить 26 (33, 42...) букв, лавикандцам приходится заучивать сотни, а иногда и тысячи иероглифов. Даже для чтения самых простых с точки зрения языка романов “тысяча знаков” надо знать по меньшей мере тысячу этих иероглифов. Такое обучение требует, помимо усидчивости и внимания, еще и изрядное количество времени. Неудивительно, что большинство жителей Империи неграмотно.
Тем не менее, в Лавикандии есть и система начального образования. Она доступна не всем, но говорить, что возможность выучиться читать и писать есть только у узкой прослойки богатых людей, было бы неверно.
В сегодняшнем тексте мы немного расскажем про системы начальных школ в Империи, а также про то, какими еще путями можно получить начальное образование.

Церковно-приходская школа
Большое количество худдов из семей среднего и низкого достатка, а также некоторое количество гегра и даже кафа получают начальное образование в церковно-приходских школах. Школы эти организуются, как следует из названия, при районных и сельских церквях при поддержке - примерно пополам - государственного и церковного аппаратов, а также с учетом пожертвований прихожан. Такая церковно-приходская школа состоит из четырех обязательных классов (бесплатных) и дополнительных занятий по желнию (а иногда и за деньги). Во время первых четырех лет ученикам преподают чтение (ту самую тысячу самых базовых и распространенных иероглифов), письмо (читать - совсем не то, что писать), зачатки счета (сложение и вычитание) и Закон Божий. Критики иногда упрекают преподавателей церковных школ в том, что последнему предмету они уделяют больше времени, чем первым трем, но если это и верно, то лишь для отдельных учителей.
Если после этого ученик захочет продолжать обучение (как, например, делает подавляющее большинство худдских учеников), то количество изучаемых иероглифов и их сложность возрастет, а в программу добавятся литература (набор самых классических сочинений лавикандской литературы, а также некоторые книги из Круга чтения сюцая, которые все равно понадобятся молодому человеку, которых захочет сдать экзамены хотя бы на первый чин. Кроме того, и преподавание Закона Божия усложнится, а еще в общий курс добавится история - слишком общая и поверхностная, чтобы обеспечить вашему персонажу хотя бы 1 в соответствующем навыке, но чрезвычайно способствующая патриотическому воспитанию.

Школа фели
Иначе дело обстоит с фели. Сто процентов фели в Империи грамотны, и около 97 процентов имеют высшее образование, и во многом это следствие фелийской системы школ. Школа - не только место обучения, но и своеобразный интернат, где дети живут начиная где-то с 5-10 и до 60-ти лет. Система обучения в школах включает в себя как обучение обширному списку дисциплин, так и общее воспитание, а также досуг и процесс социализации.
В среднем ребенок проводит в школе 50-55 лет, и около 30-ти из них он учится, начиная с самых простых “детсадовских” занятий рисованием, лепкой, природоведением, и кончая математикой, историей, и введением в теорию магии на достаточно серьезном уровне. Чтобы представить себе программу фелийской школы, можно, по сути, пролистать список навыков науки, искусства и дома Фели- большая часть этих дисциплин - иногда в облегченном виде “введения в” - присутствует в школьной программе. Наравне, разумеется, с такими вещами, как каллиграфия, литература, история. Также в фелийских школах уделяют достаточно пристальное внимание и физическому развитию своих воспитанников, так что выпускнит такой школы скорее всего обучался, например, фехтованию, верховой езде, плаванию или игре в мяч.
Вообще, в школах фели, как и во всем доме, царит “культ знания”. Если ученик талантлив в какой-то дисциплине, которой в школе нет, то ему постараются найти и выписать учителя, а заодно и организовать спецкурс для желающих; если ученик чем-то заинтересовался, этот интерес постараются развить и подкрепить знаниями.
Так как школа фели нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускников к поступлению в Священный институт, то много внимания уделяется тому, чтобы к 60-ти годам фели представлял(а), чем хочет заниматься и куда поступать. Поэтому помимо обычных занятий в таких школах часто проводятся ознакомительные лекции, которые читают гости школы, представители той или иной профессии. Такие гости - не обязательно фели. Это может быть, например, брэ-военный, или гегра-агроном. Несмотря на то, что для фели это - начальная школа, ее среднестатистический выпускник будет более образован, чем большинство получивших образование не только церковно-приходских школах, но и в профессиональных училищах.

Домашнее обучение
Конечно, далеко не все образованные жители Империи учились в школе хотя бы день своей жизни. Институт домашнего образования чрезвычайно распространен, причем в равной степени как в состоятельных семьях, где родители нанимают своим детя гувернеров и учителей, так и в семьях попроще, где родители, если они грамотны, учат своих детей читать и писать самостоятельно.
В случае, когда процесс поставлен на самообучение, передаваемые ребенку знания примерно соответствуют программе церковно-приходской школы, плюс познания в тех дисциплинах, которыми владеет родитель. Если же речь идет о нанятых учителях, то составить единую “универсальную” программу вообще практически невозможно, так как это зависит от того, каких учителей нанимают в дом. Можно разве что вывести некие общие закономерности, например, что в доме худдов больший упор будет делаться на историю и литературу, а в доме кафа - на основы математики.