Лавикандские древности
На момент описываемого в наших книгах времени Империя - развитое многодомовое государство, с общей “мейнстримной” культурой, единой бюрократической системой управления, контрактно-призывной армией и многим другим. Но так, конечно, было не всегда. В сегодняшнем тексте мы расскажем вам про несколько фактов из имперской архаики - до и во время Эры Царств. Эти факты едва ли пригодятся вам в игре (большая их часть в Империи полностью позабыта). Но если вы хотите понять подоплеку некоторых домовых традиций, прочитать о них будет небесполезно.
Эра царств
Эра царств - период существования ранних протогосударств лавикандцев до возникновения империи. Примерно тогда начинает появляться письменность (слоговое письмо худдов, иероглифика фели, головастиковое письмо брэ), складываться государственность - особая для каждого дома. Собственно, упомянутые “Царства” управлялись зачастую по домовому признаку и воевали друг с другом.
Чуть больше про Эру царств и вообще про историю Империи вы сможете прочитать в Книге игрока, а мы осветим некоторые интересные детали, повлиявшие на позднейшую имперскую культуру.
Общие черты
Раздробленность
Раздробленность, конечно, понятие весьма относительное. Тогда на территории Империи находилось два больших Царства - Соб (управляемое худдами) и Марр (царство брэ), а также Заповедные леса - царства у фели никогда не было, но тогда и территория лесов была больше а власть фели на этой территории - абсолютной.
Изменения климата
Со времен эры царство прошло больше двадцати тысяч лет: это срок большой даже для планеты. За это время климат не раз менялся, и в древности в империи бывали и существенно более холодные периоды, чем сейчас. Нынешний можно рассматривать как своего рода климатический оптимум. Во времена эры царств средняя годовая температура была ниже градусов на семь. (Потом такое же похолодание повторилось за 8-9 тысяч лет до “нашего времени”)
Языки
Как можно понять из различий в письменности, никакого “всеобщего” языка в эру Царств не существовало. Современный “лавикандский” действительности - развившийся и усложнившийся (а в других случаях, наоборот - упрощенный и унифицированный) язык дома Фели. И приходила к нему Империя очень долго. Даже на момент Религиозных войн (всего за четыре тысячи лет до событий нашей игры) на территории Империи все еще существовало два языка. Во времена же эры Царств были, во-первых, свои языки у каждого из царств и, во-вторых, свои диалекты у отдаленных друг от друга деревень гегра и поселений кафа, диалекты настолько различные, что носители их подчас не понимали друг друга, даже если формально говорили на одном языке.
Неравенство домов
В основе современной имперской политической идеологии лежит идея принципиального равенства домов. Брэ или худды не лучше гегра или кафа, они просто другие. Однако в древности существовало понятие “Трех великих домов” - брэ, худды и фели. При этом помимо них было еще около полутора десятков домов, позже соединившихся в один дом Гегра, и около десяти джати (каст) кафа. В сравнении с Тремя великими домами они были почти бесправны.
Худды
Многоженство
Моногамный брак, который формально был закреплен Пророком, на практике начал реализовываться раньше его проповеди, но худды эры Царств, в основном, имели много жен. Или стремились иметь. И сейчас худдскую женщину не назовешь очень свободной и эмансипированной, но в те времена ее положение было низведено, фактически, до состояния вещи. Очень ценной, оберегаемой вещи, но лишенной какой бы то ни было возможности высказывать свои пожелания, во всем подчиненной сначала отцу (или братьям), а затем - супругу.
Худдская знать (из которой вышла современная Белая кость) имела по нескольку жен и еще больше наложниц. Статус жены был несколько выше, но наложница имела все шансы стать женой, родив, например, своему господину сына. При этом, конечно, всегда существовали худды победнее, которые могли позволить себе только одну жену, да и ту - если повезет.
Великоколесничные бойцы
В эру Царств еще не только не изобрели стремени, но даже не придумали идею верховой езды. Войска худдов состояли из пеших воинов и великоколесничных бойцов.
Бойцы на колесницах были элитой и основной ударной силой худдского воинства. Брэ к этому времени уже освоили ковку мечей, но вот худды пользовались, в основном, копьями и большими луками. Разумеется, драться этим массивным оружием и одновременно управлять четырьмя лошадьми, впряженными в тяжелую колесницу, было невозможно. Управлением колесницами занимались катарир - одна из каст кафа, наиболее уважаемая “Великими домами”.
Состязания
Воинское дело и в особенности бои на колесницах имели очень сильную религиозную окраску. В те время худды, конечно, были еще язычниками. Покровителем великоколесничных бойцов был Инада, по совместительству - бог смерти и времени. В его честь раз в год устраивались большие состязания. Отчасти они могли напомнить рыцарские турниры, бои на которых часто шли насмерть или, по крайней мере, оканчивались серьезными ранениями и увечьями. Участвовать в таких состязаниях мог далеко не каждый - только славные воины, проявившие себя во многих сражениях и, что немаловажно, родившие сына, имели на это право. Состязания начинались в 5-й день первого месяца весны и продолжались десять дней. Все это время соревнующиеся каждый день сражались на арене, сначала “командами”, затем - один на один. Победитель приносился в жертву Инаде (считалось, что он присоединяется к его воинству). Это была большая честь, и многие стремились ее добиться. На долаврикианских монах (гербах) некоторых старых родов Белой Кости можно увидеть диагональные полосы, “дополняющие” основной мон. Эти полосы, хотя сейчас этого никто уже не помнит, означают, что несколько поколений этого рода побеждали в Состязаниях.
Брэ
Сорорат
Существующая сейчас у брэ традиция двоеженства (не обязательная, но предпочтительная) является пережитком системы сорората. Идея в том, что мужчина брал в жены не только одну женщину, но и всех ее сестер. В империи (и доимперских протогосударствах) дополнительным стимулом к этому было существенно более частое чем в наши дни рождение двоен. Тогда это правило было обязательным, что часто приводило брэ не к двум, а к существенно большему числу браков - семьи были довольно большими.
В наши дни женитьба на двух сестрах тоже случается нередко, но обязательной давным давно не считается. С другой стороны старшая и младшая жены в семьях брэ до сих пор называют себя сестрами вне зависимости от реально связывающих их родственных отношений.
Число кланов
Нынешняя схема со 256 малыми и 16 большими кланами возникла уже в имперские времена. В эру царств больших кланов было семь и число входивших в них малых не совпадало. Незадолго до становления империи больших кланов стало восемь с восемью малыми в каждом. Еще некоторое время после этого число малых и больших кланов беспорядочно увеличивалось, пока наконец не достигло ныне существующего числа. (При этом на самом деле сейчас в империи не 256 кланов брэ, а немного меньше: не все из 16 больших кланов “полностью укомплектованы. Но это считается вопросом времени).
Амок
В современном обществе брэ культивируется представление об Амоке как о чем-то постыдном, но так было не всегда. Древние брэ, напротив, видели в нем особое состояние, избавление от оков разума и приближение к миру духов. Духи виделись брэ эры Царств куда более жестокими и кровожадными, чем это видится сейчас (а возможно, и были таковыми). Воины, часто впадающие в амок в бою, окружались особым почтением. Многие верили, что именно они приносят победу в битве, так как, помимо своих качеств, как бойцов, они привлекают благосклонное внимание духов. Вне зависимости от духов, впрочем, что брэ в амоке в принципе ничего не боится и почти не чувствует боли, так что убеждение, что такие бойцы более эффективны, в общем, не так уж далеко от истины. По крайней мере, до изобретения строевого боя.
Надо сказать, что из всех, перечисленных нами представлений, это просуществовало дольше всех, и сторонники языческих культов брэ активно действовали еще во времена Религиозных войн.
Фели
Учитель и ученик
Система образования фели, включавшая сеть детских школ и Священный институт с его филиалам, возникла уже во времена империи. В эру царств, конечно, ничего такого фели в голову не приходило, но сама идея необходимости образования сформировалась уже в этот период. Уже тогда они жили наособицу от других домов, сохраняя в качестве главного центра то, что позже станет Заповедными лесами.
Обучение же строилось по традиционному принципу: каждый фели (уже тогда - вне зависимости от пола) находил себе учителя, который помогал ему а) усвоить необходимую информацию и б) разобраться в себе и своих способностях. Иногда таких учителей в жизни фели было несколько. Связь между учителем и учеником воспринималась как сакральная и неразрывная. В наши дни такая система отчасти сохранилась у найзаров, но всеми остальными фели давно забыта.
Статус лее
В наши дни фели и лее во всех отношениях равны друг другу. Противоположные идеи и в голову никому не приходят. Но в далеком прошлом лее считались “фели второго сорта”, они обслуживали обладающих магическими способностями собратьев. Не в качестве слуг, правда, а скорее в качестве ремесленников и мастеров.
Изменение этой ситуации произошло во времена становления империи, когда лее начали играть существенно большую роль в жизни дома. В наши дни ситуацию хорошо определяет расхожее присловье “маг - это еще не профессия”: многие фели, несмотря на магические способности, проходят дополнительное обучение каким-то немагическим навыкам.
Кафа
Джати (касты)
К установлению империи деление дома Кафа на касты совершенно сошло на нет. Осталось лишь несколько расхожих слов, некогда бывших их обозначениями. Но в эру царств дом Кафа действительно делился на джати, похожие на индийские в нашем мире. Их члены были связаны групповой ответственностью, имели собственные традиции, поклонялись своим божествам (как правило - духам мест или худдским богам, но некоторые - уже Океану). Представители разных каст не могли вступать в браки друг с другом и были выстроены в определенной иерархии. С распространением мекрарианства, резко выступавшего против кастовой системы, все это отмерло.
До наших дней дожили названия “платйо” (некогда - каста ремесленников и торговцев), “катарир” (некогда - возницы, управлявшие колесницами знатных худдов и брэ) и “апоте” (некогда - неприкасаемые). Фели-историки считают, что помимо этого существовали еще касты землевладельцев, бродячих жрецов, ростовщиков, паромщиков и корабельщиков (мореплавания империя еще не знала), нищих, гончаров и, возможно, ряд других, от которых не осталось ни названий, ни сведений.
Торговые города
Еще до того, как империя начала медленно собираться воедино, кафа выстроили и полностью контролировали несколько больших (для тех времен) городов. Ничего особенно интересного в этих городах не было - глинобитные дома, маленькие храмы и так далее. Если бы не одно но: это был первый и последний случай в истории имперского и доимперского периода, когда было создано нечто напоминающее республиканское управление. Конечно, республиками в чистом виде эти города не были. Скорее они напоминали крупные города Ближнего Востока или олигархические республики Древней Греции. Но все же они предполагали коллегиальное, а не единоличное управление.
Сейчас об этом едва помнят даже историки, и идея такого управления вызывает у лавикандца в лучшем случае улыбку.
Многоженство
Многоженство у кафа есть и сейчас. В те времена оно было делом более обыкновенным и сплошь и рядом встречалось не только у платйо, но и у всех остальных кафских джати, включая и ныне не практикующих его катарир.
Гегра
Малые дома
Важно понимать, что в эру Царств, собственно, не было никаких “гегра”. Вплоть до поражения в восстании равнин это было множество разных домов, с разной культурой, разными религиозными верованиями и неспособные к произведению общего потомства. Ныне наиболее влиятельные и многочисленные джаух, глахари и кхара в те времена ничуть не превосходили другие малые дома и даже напротив. Фактически в эру царств наиболее влиятельным из “младших домов” были, вероятно, куцура, армии которых не раз бросали вызовы худдам и даже брэ.
Патриархат
Культура гегра - культура матриархата. В современной Империи это правило абсолютно верно. Исторически же, однако, матриархат не был столь универсален. В основном он был распространен у джаух, кхара и других малых домов, связанных с земледелием. У домов-охотников же (например, накува) был распространен патриархат, который исчезал очень постепенно, под влиянием Джаух, и окончательно размылся после восстания Равнин и проведенного над гегра ритуала слияния.
То же самое касается и еще двух традиционных особенностей гегра: способности к эмпатии и культа Земли. И то, и другое исторически связано с джаух. Даже сегодня большинство сильных эмпатов в империи принадлежат к этому малому дому.