"Да как вы смели такое обо мне подумать?"

 

(публикация в фелийском журнале "Лее и фели", номер 5 за 452 год IV Худдов)

Представьте себе, что вы пожилая дама-гегра. В последние годы вы стали чувствовать себя хуже. Доктор твердит, что нужно делать операцию.
Наконец, вы соглашаетесь. Вы — на операционном столе. Доктор, изысканно-вежливый худд склоняется над вами и задает некий вопрос, после которого вы садитесь и отвешиваете ему звонкую оплеуху.
История, которую странно себе представить. Между тем с такой реакцией (может быть не столь активно выраженной) сталкивался, наверное, каждый практикующий хирург империи.
Вопрос, который задал врач, очень прост: «Вы согласны на обезболивание при помощи гипноза?» 

Варианты ответов

За последние четыре года нашей лабораторией были собраны обширные сведения по данному вопросу. Согласно им каждый седьмой пациент хирурга, имеющий такую возможность, отказывается от гипноза. Каждый пятнадцатый настаивает на этом и получает порцию опиатов, значительно более вредных для организма и подчас сводящих на нет часть положительных эффектов лечения.

Мы постарались разобраться, почему это так. В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос популярно, а в самом скором времени в «Журнале медицины и исцеления» появится большая научная статья на ту же тему.

Существует четыре внятно формулируемых ответа на вопрос «почему я отказываюсь от гипноза?».
Самый распространенный из них — забота о сохранении личных тайн. Так или иначе любой взрослый человек что-то скрывает. Поскольку общеизвестно, что под гипнозом человек ответит на любой заданный вопрос, включая даже те, ответы на которые уже не помнит, страх этот рационально объясним. Совершенно невероятно, однако, что мало знающий пациента доктор задаст ему вопрос именно на больную тему. Это, так же как и факт, что находясь под гипнозом человек не в состоянии давать этических оценок поступкам (и следовательно не может ответить на вопрос «что плохого вы сделали в жизни») как правило не принимается в расчет. Именно этим объяснялось странное поведение пожилой гегра из приведенного мной примера. Для нее гипноз означает бесконтрольный рассказ окружающим всех своих личных тайн.

Второй по частоте вариант — паническая боязнь гипноза. Особенно часто она встречается у малообразованных людей или у тех, кто совершенно ничего не знает о гипнозе. Так, например, ей фактически никогда не страдают худды вне зависимости от качества образования, но подчас она проявляется даже у профессоров-фели. Причины для страха могут быть самыми разными — от «потери контроля над собой в физическом и метафизическом смысле» до «кражи души», будто бы совершаемой во время гипноза. В любом случае этот страх необъясним никаким рациональными посылками, что часто понимается и самим пациентом.

К этой ситуации примыкают и частые случаи, при которых пациент не может мотивировать свой отказ. Это часто сопровождается состоянием истерии и, по-видимому, является проявлением все той же фобии.

Следующий по распространенности ответ — недоверие к врачу. Не к его профессиональным, а к его личным качествам. Читателю будет наверное интересно, что именно этот ответ преобладает (наравне с фобией) у представителей нашего дома. Вероятно это имеет корни в традиционной неприязни между фели и худдами.
Наконец последний из частых вариантов ответа — религиозная мотивировка. Все ответившие так — брэ, которым, как известно, культ боли запрещает операции как под гипнозом, так и под наркотическими обезболивающими. Согласно моим личным наблюдениям, в случае действительно опасных операций это традиционное правило нарушается врачами (включая и хозяев боли) без ведома пациента. Однако если серьезной опасности для жизни и здоровья операция не несет, большинство врачей соглашаются с требованиями пациентов-брэ.

Решения

Действенных решений сложившейся в этой области проблемы предложить, наверное, невозможно. Конечно, повышение уровня образования и осведомленности о природе гипноза облегчило бы ситуацию. Однако наука до сих пор не может объяснить этого феномена, несмотря на всю его распространенность.
Принятая в традиционной медицине концепция аномального переразвития одного из трех обогревателей как объяснения развития гипноза, магических способностей и эмпатии очевидно изжила себя. Новых идей нет.

Другим возможным решением может послужить присутствие друзей или родственников пациента на операции. Это позволит избежать недоверия и — во многих случаях — фобий: довериться другу куда проще, чем незнакомому доктору. Однако врачи, разумеется, будут протестовать против присутствия в операционной посторонних. И будут совершенно правы, так как сопряженные с этим сложности не искупаются доверием пациента к гипнозу.

На данный момент в медицине применяются две методы решений. Первая — простое убеждение. Возможно — демонстрация гипноза на ком-то из медицинского персонала (хорошо помогает в случае фобии, но скверно — в других). Вторая — применение гипноза насильственно. Это, однако, чревато лишением врачебной лицензии.
Отмена пагубного для многих больных закона об обязательном согласии пациента на применение гипноза могло бы сильно упростить жизнь многим хирургам. Однако имперские власти едва ли скоро пойдут на такой шаг.

Возможно развитие медицины и науки в будущем подскажет нам новые решения. Пока же нам остается ждать.

Доктор Лин-ри-Гу,
глава кафедры диагностики
факультета медицины Св. Института