Бои на аренах

Бои гладиаторов в империи строго запрещены — даже если речь идет о рабах-морорцах. Сражения же до смерти подданных империи законом считаются формой убийства и судятся соответственно.

Однако полностью искоренить эту традицию, восходящую к достаточно ранним имперским временам, совершенно невозможно: множество брэ умеют только одно — хорошо владеть оружием, и карьера бойца на арене для них остается одним из немногих путей к богатству и славе. Так что бои в империи ведь довольно распространенная. Попробуем сжато осветить эту тему.

Традиция

Бои на арене, действительно, старая лавикандская традиция. Однако в отличие от Древнего Рима бои эти никогда (или во всяком случае никогда во времена империи) не носили ритуального характера. И даже более того, они никогда не были видом массового зрелища, потому что, во-первых, это развлечение дорогое, а во-вторых в рамках господствующей культуры (особенно укрепившейся с приходом лаврикианства) они считаются зрелищем грубым, малоизысканным и даже варварским. На последнее представление повлияло еще и то, что гладиаторские бои нередко проводились (а иногда и сейчас проводятся) в варварском Амрийском царстве.

В то же время как своего рода элитарный вид спорта, демонстрация мастерства и фехтовальных навыков такие бои всегда были очень популярны среди состоятельных людей — прежде всего из домов Кафа и Брэ.

Компромиссные решения

С одной стороны бои популярны, с другой — запрещены. Это не могло не привести к поиску каких-то компромиссных решений, удовлетворяющих обе стороны. В общем таких решений было найдено два: это фехтовальные турниры и состязания по борьбе.

Фехтовальные турниры проводятся в империи уже много тысячелетий и пользуются неизменным спросом. Они, однако, ограничены правилами: на них нельзя проливать кровь, а бои ведутся в контактном режиме; существует и деление фехтовальщиков на категории, и бойцы разных категорий вряд ли встретятся друг с другом. На соревнования всегда собирается очень много людей и вокруг них делаются большие ставки. Но все же многие относятся к ним без симпатии. Для ценителей жестких боев фехтовальные турниры — скорее спорт, чем бой, а потому внимания не заслуживают. Для некоторых ценителей фехтования они, напротив, профанация искусства, игра на потеху публике, что тоже не вызывает одобрения. Есть у фехтовальных турниров, однако, и влиятельные почитатели — например, принц Плам, сам иногда принимающий в них участие и даже не раз занимавший призовые места. (Плам фехтует катаной на 10 пунктов; действительно великих фехтовальщиков с 11 и 12 пунктами на турнирах встретить можно очень редко).

Состязания по борьбе — дело совершенно другое. В отличие от турниров они проводятся без оружия. Противников у этих состязаний нет вообще, они пользуются всеобщим одобрением (ну исключая худдских моралистов и впечатлительных людей, конечно). В свою очередь они делятся на два типа. Первый — состязания Сильного шага, традиционной катарирской борьбы. Внешне она, напомним, похожа на сумо, только не на земле, а на перекладинах в воздухе над водой. Проигравшим считается тот, кто первым коснется воды. Состязания Сильного шага суперпопулярны, на них собираются тысячи людей (и отнюдь не только кафа, конечно). Но они окружены массой ритуальных запретов: на них никого не убивают и даже не ранят, самое серьезное, что случается — вывихи и, редко, переломы, которые тут же вылечиваются магами дневного круга. Кроме того на таких соревнованиях строго запрещено делать ставки, а подпольных букмекеров преследуют. И не власти, а катарир из синдикатов, соблюдающие старые традиции.

Другой тип состязаний — это вольные соревноваия по борьбе. В них могут участвовать все желающие, но на практике, конечно, чаще всего это катарир, брэ или гегра. Обычно между собой представители разных домов не дерутся, хотя иногда показательные выступления такого рода случаются. Эти соревнования уже тесно примыкают к криминальному миру подпольных боев, потому что далеко не все они проводятся по традиционным правилам. Бывают на них и случаи смертей, хотя они не слишком часты. Самое распространённое место для проведения таких состязаний в метрополии — бани брэ. Разумеется, бои идут не в парилках или бассейнах, а в специально отведенных для этого залах. Впрочем, в банях брэ чего только не бывает — и рестораны, и фехтовальные залы, и даже библиотеки.

Грязные бои

Все это, конечно, полумеры. Помимо борьбы и фехтования, есть и настоящие бои — насмерть или до тяжелых ранений. Несмотря на строгий запрет, они процветают. Бойцы зарабатывают на них большие деньги, а букмекеры просто сколачивают состояния. Само собой, вся эта система полностью контролируется синдикатами.

Широко известно, что строгость законов империи убывает по мере удаления от Метрополии. Поэтому в колониях, особенно в Восточном Мороре, бои проводятся почти официально. В Тангоре действуют гигантские арены, которые время от времени закрываются властями, но скоро открываются снова, и на них бои проводятся каждый день, а как правило и не по одному. В Метрополии ситуация сложней, но все же бои регулярно проводятся в тех же банях или на подпольных аренах, оборудованных синдикатами.

Хотя все состязания такого рода запрещены, на некоторые из них часто смотрят сквозь пальцы. Прежде всего это сражения бойцов на аренах не между собой, а с дикими животными или морорскими туземцами. (Надо заметить, что среди туземцев и даже животных у публики тоже есть свои любимцы, за которых болеют; большинство известных бойцов-морорцев давно выкуплены поклонниками и сражаются не по указке хозяина, а ради денег).

Но, конечно, основной костяк подпольных боев создают сражения профессиональных бойцов. Примерно три четверти из них составляют брэ, среди оставшихся большинство — катарир. В редких случаях встречаются и представители других домов (исключая, само собой, лока). Бои проводятся как один на один, так и по командам, но как правило команды не набираются для конкретного выступления, а существуют постоянно. По понятным причинам такой команде требуется большая слаженность в действиях.

Ограничений в подпольных боях почти нет. Считается недопустимым проявлять излишнюю жестокость (хотя это случается). Для брэ, конечно же, позором будет впасть во время боя в амок или использовать какое-то оружие кроме меча и боевых перчаток, хотя жадная до необычного публика подчас воспримет это с интересом.

Никаких категорий бойцов на подпольных аренах нет, но хорошие бойцы известны и публика заскучает, если они будут сражаться с зелеными новичками. Так что проводятся даже своеобразные чемпионаты, позволяющие — пусть и приблизительно — определить первую десятку, двадцатку и сотню бойцов.

Чем выше забираются бойцы, тем менее они склонны убивать друг друга. Бои самых известных мастеров часто проводятся на договорной основе, и они не калечат друг друга. Случается и так, что результат боя определяется заранее, хотя публику об этом, конечно, не извещают. В отличие от римских гладиаторских игр, публика совершенно не может определять судьбу бойцов, и даже пожелания на этот счет, выкрикнутые с трибуны, считаются нарушением негласных правил. Как и во всех областях лавикандской культуры, уважение к мастерству бойца на аренах очень велико, и только он сам может решить, что делать с поверженным противником. Иногда, правда, бойцы сами спрашивают об этом публику. Вообще в подпольных боях составляющая шоу так же значима, как и собственно бой. Зачастую публика даже предпочитает ярких и необычных бойцов действительно сильным, но не таким интересным.

Закон суров

Как бы ни пытались организаторы арен представить свое дело, как чистое, закон к ним не снисходит. Более того, преступными были объявлены даже «публичные дуэли», т. е. дуэли проведенные по имперским законам, но на аренах. Еще при прошлой династии они считались вполне легальными и были даже довольно популярны.

Убийство или нанесение увечий на арене рассматривается законом именно как убийство или нанесение увечий. Более того, арена считается отягчающим фактором, так как доказывает не только предумышленность преступления, но и его циничный, коммерческий характер.

Убийство морорца-раба (если хозяин дал согласие на его участие в выступлении) или дикого животного (если оно не защищено законом) преступлением в принципе не считается, так что в этом случае боец может уйти от наказания. Но организаторы все равно будут преследоваться, потому что «проведение подпольных боев» тоже запрещено и считается родом опасного мошенничества, а иногда и соучастием в убийстве. Но ни бойцов, ни организаторов все это, конечно, не смущает. От внимания чиновников помогают избавиться взятки, а популярность боев, особенно в колониях, слишком велика, чтобы можно было прекратить их простым запретом.