За бамбуковой ширмой
Невидимый мир за бамбуковой ширмой
В общем ясно, что Лавикандия — мир мужчин. Все крупные посты занимают мужчины. Представить себе женщину-генерала, женщину-главу ведомства или женщину-купца невозможно. Свои коррективы в эту схему вносят гегра, у которых женщины обладают даже большими возможностями, чем мужчины, и фели, не делающих особой разницы между полами. Но в целом, конечно, женщины в империи находятся в тени. Сами лавикандцы, кстати, вполне это сознают, так как имеют перед глазами пример фели. Распространенной метафорой положения женщин является оборот «за бамбуковой ширмой» - такими ширмами в домах кафа и брэ отделяется женская половина, где жена и дочери хозяина проводят большую часть времени, и куда не заходят постронние. В худдских домах женских половин не бывает уже почти тысячу лет, но все равно в комнату хозяйки дома без разрешения может входить только ее муж и личная служанка. Если, разумеется, доход семьи позволяет иметь несколько комнат и служанку.
Однако ограничение прямых возможностей женщин влиять на окружающий мир вовсе не означает, что они лишены возможностей влиять на него косвенно. Более того, их пребывание «в тени», «за ширмой» сильно способствует этому. В мире, где женщина играет роль объекта, а не субъекта, то есть в обществе кафа, брэ или худдов, она приобретает за счет этого серьезную защиту. Так, например, куда меньше вероятность, что женщину заподозрят в преступлении, будут воспринимать как опасного или серьезного противника, что ее вообще будут учитывать в планах. И если женщина нарушит этот шаблон, то может использовать все эти предубеждения себе на пользу.
Ниже мы попробуем разобраться в том, чем могут заниматься женщины в империи. При этом мы проигнорируем дома Фели и Лока: там женщины ничем в профессиональном и социальном смысле не отличаются от мужчин.
Как заработать?
Прежде всего нужно учитывать, что у женщины в империи не так уж мало способов заработать. Конечно, она не станет военным или строителем. Но ничего не мешает девушке-худду или гегра, если они получили образование, стать чиновницами. В ведомстве охраны традиций, ведомстве торговли, ведомстве по делам гегра, ведомстве недр и даже таких специфических местах, как тайное управление или храмовая инквизиция, работают женщины. Работа их, как правило, сводится к чистой бюрократии и, само собой, женщина-следователь или женщина-инквизитор — это нечто совершенно невозможное в рамках лавикандской культуры. Но стать письмоводителем или столоначальником в ведомстве для женщины вполне возможно. Случалось даже, что они становились главами отдела — но это очень большая редкость и сейчас в империи таких нет. В числе прочего это значит, что хотя сама женщина не может быть следователем ТУ или выездным судьей, ничто не мешает ей быть секретарем следователя или помощником судьи.
Другая сфера, где женщины безусловно встречаются очень часто — медицина. Во-первых, традиционная (народная) медицина полностью охвачена женщинами гегра и кафа. Мужчины занимаются разве что массажем (это требует физической силы), но траволечение и акупунктура преимущественно женские занятия. Так же, разумеется, женщинами являются все повитухи в империи. Как правило это тоже гегра или кафа, но роды они принимают у женщин всех домов, кроме разве что фели, предпочитающих рожать в больницах. Встречаются женщины и в научной медицине: хорошие худды-гипноты бывают любого пола, а значит услуги женщин-гипнотов востребованы в медицине не меньше, чем услуги мужчин. И хотя врачей-женщин не очень много, но медсестры — очень частое явление. Тем более, что в научной медицине все равно очень много женщин-фели.
Разумеется, женщины всех домов (кроме брэ и фели) бывают служанками. Нас, однако, интересуют те профессии, в которых можно как-то проявить себя. Желательно, конечно, интересные для игры. Поэтому мы не будем рассматривать служанок в чистом виде — горничных, камеристок и т. п., хотя в ряде сюжетов такой отыгрыш может быть очень интересным.
На грани между служанкой и хозяйкой стоит большая группа людей, которые занимаются самой разной деятельностью. Это могут быть гувернантки и частные учительницы (как правило — худды и, конечно, фели). Еще интересней, однако, компаньонки и доверенные помощницы. Они могут быть у любой влиятельной женщины — у жены хозяина синдиката, феодала-брэ или крупного ведомственного чиновника, у гегрийской матроны, просто у богатой вдовы. Высший вариант такой помощницы — фрейлина кого-то из членов императорской семьи: самой Государыни или кого-то из принцесс. Связанные формальными и неформальными обязательствами со своими патронессами, такие помощницы часто решают весьма сложные проблемы и даже проводят целые расследования. В сущности, они даже могут быть обличены определенной властью. Придворная фрейлина — чиновница довольно высокого ранга. Помощница матроны — вполне официальное лицо, часто даже имеющее собственную свиту-помощников. Даже компаньонка жены синдикатского бонзы допущена к серьезным секретам. Рядовые члены организации прислушаются к ее словам.
Так или иначе, это женщина, обличенная доверием и обладающая рычагами для влияния на общество.
Частным, но довольно любопытным вариантом такой компаньонки является женщина-телохранитель. Женщины-худды не носят оружия и не пользуются им. И богатой кафской даме это не к лицу. Матрона или ее помощница тоже едва ли полезут в драку — хотя бы в силу возраста и статуса. Женщине-брэ вообще нечего делать одной за пределами дома. Как правило это проблема решается при помощи телохранителей-мужчин (желательно брэ или катарир, конечно). Но часто бывают ситуации, в которых уместней и проще взять с собой женщину-«служанку», чем пару бугаев в доспехах. Так что существует не слишком большое, но постоянное сообщество женщин-телохранительниц. Большинство в нем составляют дамы-фели, но кафа и гегра тоже хватает. Об их методах и оружии, которыми они пользуются, смотрите в конце заметки.
Еще один вариант влиятельной и активной женщины — куртизанка. Речь идет не о проститутках, которые сами себе по большому счету не принадлежат и полностью подчиняются бордель-маман (тоже, кстати, хорошая профессия для женщины-кафа или гегра из дома Ксами). Куртизанка — иной уровень доходов и иной уровень способностей. Они самостоятельны в своем выборе и зачастую имеют даже небольшую свиту (телохранителей, слуг, врачей и т.п.). Куртизанки есть во всех домах, кроме фели, и во всех они окружены определенным почтением со стороны мужчин: хотя проституция в принципе не считается достойным занятием, лавикандцы хорошо чувствуют грань между «певичкой» из публичного дома и куртизанкой.
Наконец немало женщин в сфере обслуживания. Прежде всего это, конечно, кафа: парикмахерши, содержательницы таверн (или их официантки), уличные торговки и прочие. Особняком стоят свахи, устраивающие браки. В разных домах их положение разнится. В доме худдов, где все отношения между полами крайне ритуализированы, роль свахи очень высока. В доме Кафа ситуация еще сложней: жених сплошь и рядом не может даже посмотреть на невесту. Так что он вынужден засылать сваху, которая не только обговорит с отцом девушки все детали (а у кафа брак — это тоже сделка), но и убедится в том, что девушка не совсем уж ужасна с виду. Свахами становятся почтенные вдовы или старые девы, а также - при большом везении - постаревшие куртизанки. В некотором роде сваха представляет собой брачное и детективное агентство в одном лице. К ней могут обратиться как с просьбой просватать конкретную девушку, так и с просьбой найти невесту для сына (жениха для дочери), или выяснить, что представляет из себя предполагаемый кандидат. Услуги эти стоят недешево, и позволяют успешной свахе не только содержать хороший дом со слугами, но и обзавестись маленькой "агентурной сетью", которую она использует в своем бизнесе.
Фактор влияния
Помимо официальных профессий у женщины есть и иные способы оказывать влияние на окружающих. Самый простой из них — семья. Верно это для любого дома, кроме разве что гегра, где женщина, а не мужчина определяет статус семьи. (Ну и кроме фели, само собой). Не говоря уже о том, что супруга значимого человека приобретает и самостоятельный вес, еще большего она может добиться манипулируя мужем. То же в ряде случае верно в отношении сына или отца. Самый яркий пример этого сейчас — Нарика Бэхай, дочь Цуба Бэхая, одного из пяти глав синдиката «Два дракона». Ни для кого из апоте не секрет, что именно Нарика, а не ее 290-летний отец в действительности определяет политику всего их семейства.
Жизнь империи построена так, что по закону женщины почти никогда не могут занять действительно важного положения. Но все же благотворительные общества и кружки для дам-худдов и брэ мало чем отличаются от клубов мужчин из тех же домов — в том числе и по влиянию на политику. В нашей повести «Необычный человек» мы показали такую влиятельную даму, возглавляющую большое благотворительное общество. Ее связей хватило, чтоб повлиять на направленное против нее расследование ТУ.
Не стоит, нам кажется, подробно пояснять, что сходное влияние могут оказывать не только законные жены, но и любовницы.
Не так уж редко встречаются и женщины, которые избирают путь содержанки. Иногда это просто честные женщины, по каким-то причинам не рассчитывающие на замужество. Иногда — авантюристки. По сути это может быть та же самая куртизанка, отличающаяся большей тягой к риску и слегка (или очень даже) криминальным делам. Это может быть как работа ради собственной выгоды, так и шпионская деятельность. Поскольку внешняя разведка в Лавикандии большого значения не имеет, подразумевается скорее сбор информации о внутренних делах. В таких услугах нуждаются и синдикаты, и просто влиятельные люди, и, конечно же, разведслужбы империи — штатское Тайное управление, армейское Управление военной разведки и церковный Экзархат Юг. Все эти организации с удовольствием используют женщин из всех домов именно потому, что их незаметность и малый общественный вес позволяют проникнуть во многие тайны.
Отдельно нужно упомянуть женщин-брэ. Вообще их положение в действительности даже сложней положения женщин-худдов и, возможно, даже женщин-кафа. В доме Брэ женщины всегда живут очень замкнуто. Они мало покидают дом, и если делают это, то исключительно в сопровождении родни или хотя бы охраны. Женские половины есть даже в домах самых бедных брэ. Иногда это может быть одна крошечная комната, но все же она будет. С одной стороны это диктуется уважением к женщинам. С другой — желанием оградить их от всех возможных опасностей. Но в целом такую жизнь не назовешь очень комфортной.
Конечно, сами дамы-брэ не возражают, так как не представляют себе иной жизни. Исключения из правила составляют только вдовы. Впрочем, в доме Брэ вдов по понятным причинам всегда довольно много. Вдовы менее скованы условностями.
Тем не менее положение жены феодала обеспечивает очень серьезное влияние. Даже если не идет война, сам феодал сплошь и рядом в имении отсутствует: этого требуют дела. Уезжая надолго он, конечно, берет жен с собой. Но отъезд на два-три месяца не всегда считается лавикандцами таким уж долгим. Так что бывает, что четверть, а то и половину года старшая жена остается в имении человеком номер один. Каково бы ни было положение женщин-брэ, в своем доме старшая жена может приказывать всем, кроме мужа — то есть в том числе и капитану кланового войска, и управляющему, не говоря уже о простых солдатах и слугах. Неудивительно, что многие женщины-брэ не только разбираются в финансах или земельном праве, но даже немного изучают тактику: разбойники-то постараются подгадать именно тот момент, когда мужа не будет дома. И кто тогда будет командовать обороной дома? Неплохо для такого случая также овладеть хотя бы немного каким-нибудь оружием.
К тому же напомним, что женщины-брэ, в отличие от мужчин, кое-что понимают в домовой мистике, а заодно и в традиционной медицине. Словом, женщина-брэ не так уж беззащитна и безвластна, как это может показаться на первый взгляд.
Наконец нельзя не сказать о женщинах, связывающих свою жизнь с криминалом. Помимо уже упомянутых авантюристок, можно вспомнить и воровок, и даже наемных убийц (как правило притворяющихся служанками или куртизанками). Разумеется женщина, которая может сделать лекарство, может сделать и яд — так что милые старушки-травницы кафа или даже гегра далеко не всегда так уж чисты и невинны.
Незаметность и жизнь «за бамбуковой ширмой» как нельзя лучше способствуют криминальным делам: никто не заподозрит убийцу в обаятельной домовладелице-кафа или беззащитной кафа-девице, не говоря уже о девице-гегра или худде.
Как защитить себя?
Лучшая защита для женщины в Лавикандии — мужчина, владеющий оружием. Напомним, что и вообще-то в империи оружием владеют далеко не все. Из женщин же в статистическом смысле им не владеет почти никто, исключая только фели. В фелийских школах учат владеть мечом и мальчиков, и девочек — было бы желание. Из лока оружием не владеет никто просто потому, что строение их тел не располагает ни к чему из боевых навыков кроме, разве что, использования малых арбалетов. Овладеть этим навыком может как мужчина, так и женщина. Но что это за лока, если он попадет в неприятности и не будет к ним готов?
И все же что, если женщина из другого дома все же хочет научиться владеть оружием? Попробуем разобрать по пунктам.
Если она худд, то ей стоит об этом забыть. Женщин в доме Худдов не учат владеть оружием. Единственное, на что она может рассчитывать (и то, если она из семейства Белой кости), это на ритуальный нож, которым женщина должна совершить самоубийство в случае чего.
Если она гегра, то ситуация гораздо лучше. Тут в дело вступают общие запреты для всех жителей империи. Гегра практически никогда не может получить право на ношение оружия. Да и, в общем, меч не слишком-то удобен при росте большинства из них. Так что женщине-гегра, как и мужчине, придется ограничиться ножами, посохами и тому подобным малозаметным оружием. За тысячелетия существования империи гегра выдумали немало подобных видов вооружения. Самое же простое решение — овладеть рукопашным боем. Тем более, что бой гегра как раз и рассчитан на то, что твой противник сильнее и крупнее тебя.
Если она кафа, то в сущности больших отличий нет. Среди платйо популярно использование разнообразных ядов, которые женщина и сама может научиться варить и наносить на разнообразные кинжалы, стилеты и скрытое оружие типа заколок для одежды. Женщины-катарир нередко умеют драться ножами. Но в целом, конечно, среди кафа считается, что женщина владеть оружием не должна.
Если она брэ, ситуация складывается для нее оптимальным образом. Женщин-брэ очень часто еще в детстве учат владеть оружием. Разумеется, не мечом, так как меч — это святыня для брэ-мужчин. Но, с другой стороны, стрелковое оружие для женщины-брэ считается неподходящим, так как она все же брэ. Да и вообще, это может бросить тень на ее супруга или отца. Так что оптимальным выбором считаются либо кинжалы, либо древковое оружие: копья или нагинаты. Оно наиболее удобно при защите замка (когда боевые навыки женщине-брэ нужней всего), да и вообще позволяют держать противника на расстоянии. Конечно, женщины брэ не могут получить разрешение на ношение оружия. Но никто не помешает брэ хранить в собственном доме оружие — а уж если женщина используют его для самозащиты, никто не посмотрит на нее косо. По улицам с нагинатой ей, конечно, расхаживать не стоит — но и в целом, как мы помним, ей не стоит лишний раз выходить на улицу без охраны.
Наконец нельзя не вспомнить бич, оружие мистисс. Немало женщин-брэ, так и не ставших мистиссами, все же считают нужным немного овладеть бичом в рамках религиозных практик.