Святые лаврикианства

Сегодняшний четверговый текст - еще одно посвящение нашей новой книге - “История империи: Религиозные войны”. В настоящее время культ святых не просто непопулярен в лаврикианской церкви, но практически полностью забыт, но четыре тысячи лет назад это было не так.

Подробнее о возникновении культа святых и его последующем угасании можно почитать в книге. Суммируя изложенное там, можно сказать, что сразу перед религиозными войнами культ святых был распространен повсеместно, среди лаврикианцев всех домов и сословий. Было совершенно нормальным считать какого-нибудь из святых своим покровителем - как в силу принадлежности к той или иной группе, так и основываясь на своем личном выборе.

Здесь мы приводим список из 18-ти самых крупных святых лаврикианства, по чьим дням почитания, в том числе, делился лаврикианский церковный год. Играя по времени религиозных войн, вы можете выбрать своему персонажу святого-покровителя, основываясь на этом списке.Он может быть небезинтересен и для игры по современности: несмотря на непопулярность этого раздела богословия, агиографию все еще преподают в церковных училищах.

Первый день каждого из указанных периодов - день, непосредственно посвященный названному святому. Эти дни во времена Варсо I были выходными, а в церквях проводились праздничные службы.

1) Святой Мар - С 1 по 21 день первого месяца сезона дождей

Святой Мар - брэ, один из военачальников, воевавших под началом Ат-Ини-Тодза. Пророк упоминает его в писании как одного из самых вдумчивых последователей Учения. Сам Лаврик не сделал его святым (что и не удивительно - Мар пережил Пророка почти на пятьдесят лет), но впоследствии Мар был канонизирован.

Покровитель чтения, книжников, переписчиков и грамотности.

2) Святой Инари (в народе - Мокрый) - с 22 дня первого месяца до 14 дня второго месяца сезона дождей

Как и многие другие святые, святой Инари - реальное историческое лицо, современник императора Хоэлла и его летописец. Святым он, однако, признан не за свои летописи, а за свою деятельность экзорциста. Он считается автором нескольких наиболее простых для понимания ритуалов, и по этой причине был признан святым, несмотря на то, что жил до Пророка и исповедовать лаврикианство не мог.

Покровитель экзорцистов (что лежит на поверхности), ученых и стрельбы из малого лука.

3) Святой Бо - с 15 дня второго месяца по 5 день третьего месяца сезона дождей

Святой Бо, Бийу, родился в семье мельника и занимался этим ремеслом, пока в его деревню не пришли лаврикианские проповедники. Их рассказы об истинной вере настолько поразили Бо, что он стал самым горячим сподвижником тогда еще молодой религии и многое сделал для ее распространения среди других гегра. В том числе он изобрел своеобразный “извод” лаврикианства для гегра, с одной стороны включающий в себя элементы мекрарианского канона, а с другой - опирающийся на реалии повседневной деревенской жизни. Сам этот извод сейчас считается еретическим, из чего возникает интересный казус: вы можете считать его своим покровителем при условии, что исповедуете лаврикианство в его классическом виде. Следование же “изводу Бо” сделает вас еретиком.

Покровитель мельничного дела, сыроделания, рыбалки, соеводства.

4) Святая Аита - с 6 по 28 день третьего месяца сезона дождей

Святая Аита - жена языческого вождя, одного из немногих, остававшихся верным старой вере и во времена после прововеди Пророка, и мать святого Баура. Святой Баур - чрезвычайно почитаемый святой, но не следует забывать, что этим он исключительно обязан воспитанию, полученному от матери. Случай для худдов не типичный, и лишний раз показывающий, какой выдающейся женщиной была Аита.

Покровительница риса, шелка и всех работ, связанных с ними. Среди молодых незамужних девушек также принято обращаться с молитвами именно к ней: житие Аиты представляет собой сильно окрашенный в религиозные тона любовный роман, и неофициально считается, что она может помочь выйти замуж по любви.

5) Святой Дано - с 1 по 19 день четвертого месяца сезона дождей

Святой Дано - приходской священник в небольшом городке Западного Морора. Стал известен (и был канонизирован) за свои предприятия в области обращения морорцев. Несмотря на то, что большого успеха эти действия не принесли (при жизни Дано несколько лаврикианских морорских деревень действительно существовало, но, оставшись без постоянного контроля, аборигены быстро отошли от истинной веры), сама инициатива высоко оценивалась на момент правления Варсо I.

Покровитель пчеловодства, изготовления туши и пеших путников. Ему молятся о благополучном начале и завершении путешествия, и, что неочевидно - студенты училищ об успешной сдаче экзаменов.

6) Святой Маарад - с 20 дня четвертого месяца сезона дождей до 10 дня первого месяца весны

Сын главы рода Рау и знаменоносец при своем отце, остававшемся язычником (дело было при V династии брэ). Сам Маарад был убежденным лаврикианцем. Не сумев переубедить своего отца, он сам, тем не менее, не стал обнажать оружие против своих единоверцев, однако нес знамя своего отца в битве на Красном лугу. Вся эта история не имеет, конечно, никаких подтверждений; известно только, что у тогдашнего главы рода действительно был сын с таким именем, и что вся его семья погибла на Красном лугу. Тем не менее, молодой Маарад считается образцом почтительного сына и ревностного верующего.

Покровитель ткачей, красильщиков и вышивальщиц. А вот военные, как раз, почти не выбирают Маарада своим покровителем - прославился он отнюдь не выдающейся военной карьерой.

7) Святой Рее - с 11 дня первого месяца до 3 дня второго месяца весны

Святой Рее - один из самых “молодых” святых. Он жил при Гобахидах, за триста лет до событий религиозных войн, и был канонизирован за двести лет до них. Святой Рее был сначала послушником, потом келарем, а потом и настоятелем монастыря Белой лошади. Канонизация его уже при Варсо, когда церковь была сильной и богатой, оставляет ряд вопросов, так как отец Рее был строжайшим аскетом. Это, однако, обеспечило некоторое уважение к нему со стороны плямситов, которые вообще относились к культу святых крайне негативно. Отрицая его статус святого, они уважали его как церковного деятеля, а его работа “О восьми первопричинах” пользовалась среди них большой популярностью.

Покровитель монастырей, винокурения и лаврикианцев-гегра.

8) Святой Зау - с 4 до 24 дня второго месяца весны 

Святой Зау - Зау-дор-Куань, хозяин боли, искавший способы бороться со старыми культами брэ (и культивируемой в них положительно оценкой Амока) не посредством меча, а посредством создания и расширения альтернативной философии. В числе прочего, он значительно усовершенствовал школу Осьминога (строевой меч) и создал несколько техник медитации. Святой Зау очень популярен среди брэ, в том числе и тех, кто в общем спокойно относится к религии - они уважают его как Хозяина боли и великого фехтовальщика.

Покровитель дрессировщиков, скотоводства, коневодства и хирургии.

9) Ат-ини-Тодза, друг Пророка - с 25 дня второго месяца до 17 дня третьего месяца весны

Ат-ини-Тодза - ближайший друг и сподвижник Пророка, в Писании он играет чрезвычайно важную роль. Помимо всего прочего он много боролся с остатками худдского язычества, а его сын стал первым императором V династии брэ, но канонизирован он, конечно, не за это.

Покровитель государственной власти, землемеров, картографов и математиков.

10) Святой Дау - с 18 дня третьего месяца весны до 14 дня первого месяца лета

Самый известный из Отцов-сандийцев, четырех живших во времена династии ини-Тодза крупных лаврикианских богословов. Все они не только были знакомы и дружны (Дау был самым старшим и наиболее влиятельным, в какой-то момент даже стал экзархом Санским), но и чрезвычайно много сделали для становления теологических и теометрических представлений. Главная заслуга святого Дау - решение тянувшегося два столетия “Спора о рассказах”: он исследовал и отделил истории о жизни Пророка, пришедшие из более-менее точных источников, от недостоверных преданий.

Покровитель церковных должностей, литераторов и строителей.

11) Святой Хоэлл - с 15 дня первого месяца до 14 дня второго месяца лета

(это единственное исключение: день святого Хоэлла празднуется в день Святого Хоэлла, вынесенный за пределы календарных месяцев)

Основатель империи и, вероятно, самое известное историческое лицо: если не реальные истории из жизни Хоэлла, то сказки о нем слышали все без исключения. Разумеется, Хоэлл, живший за четырнадцать тысяч лет до Пророка, лаврикианцем не был; скорее всего он принадлежал к одному из культов Брэ, родственных нынешним хозяевам Боли. Однако величие этой фигуры было настолько велико, что Пророк посчитал необходимым объявить Хоэлла святым и сделать связанный с ним праздник еще и религиозным.

Покровитель государственной власти, защитник от зла (Хоэлл изгнал демонов за пределы империи), покровитель воинов и судей. Вообще это, вероятно, один из самых популярных святых лаврикианства в эпоху религиозных войн.

12) Святой Линь - с 15 дня второго месяца до 7 дня третьего месяца лета

Так же называемый иногда “Старый Линь” или “Яшмовый старец” - один из наиболее известных монахов в истории лаврикианства, младший современник самого Пророка (хотя они никогда не встречались). Стал популярен благодаря основанию им нескольких монастырей и большему количеству учеников, фактически создавших монашество империи. В народе, однако, больше известен своей “прозорливостью” (т.е. способностью понять тайные помыслы собеседника) и мудрыми советами, о которых рассказывается много историй.

Покровитель Соб-ха-ни, стариков и почтительных детей, странствующих и путешествующих.

13) Святой Баур - с 8 по 28 дни третьего месяца лета

Святой Баур - очень крупный и популярный святой. Кроме рассказов о его деяниях до нас дошел большой корпус его трудов - Баур был видным богословом. Именно он придумал принцип доказательности и заложил основы теометрии. Даже сейчас, когда почитание святых ушло в прошлое, все студенты теологических училищ учат “четыре доказательства теоремы святого Баура” в обязательном порядке.

Покровитель духовенства и ученых. Ему же надо молиться о здоровье родителей и старших родственников.

14) Святой Тайо - с 1 до 14 дня первого месяца осени

Канонизированный церковью несмотря на недовольство властей худдский чиновник, выступивший против Гобахидов в споре о миссионерстве. Был апологетом всеобщего обращения (в чем опасно близко подошел к ереси милосердчества) и - как считается - исключительным примером Благородного мужа. В своих обличениях он зашел столь далеко, что император Ула I велел его казнить.

Покровитель чиновников, заключенных и дома Худдов в целом. 

15) Святой Ригор Косский - с 15 дня 1 месяца до 3 дня второго месяца осени

Святой Ригор - один из священников ранней церкви. Больше всего известен своими страстными проповедями и борьбой против язычников - как на словах, так и при помощи двух монашеских мечей.

Покровитель монахов, проповедников и стрельбы из большого лука.

16) Святой Исир - с 4 до 20 дня второго месяца осени

Один из известнейших архитекторов ранне-лаврикианского периода, создатель так называемого “Нового стиля”, в котором строилась большая часть церквей в период первых императоров династии ини-Тодза. (Потом на смену ему пришел Блистающий стиль, очень помпезный и яркий, который и был популярен в эпоху Религиозных войн). Исир, безусловно, был гениальным архитектором и канонизирован был именно за свои успехи на этом поприще. Само собой, будучи церковным архитектором он был и выдающимся теометром.

Покровитель каменщиков и теометров. Также к нему обращаются за вдохновением - не только в творчестве, но и в поиске решений для любых житейских проблем.

17) Святой Нё - с 20 дня второго месяца до 9 дня третьего месяца осени

Брэ, полутысячник в войсках Пророка, непосредственно упомянут в Писании - как первый рассказчик одних притч и участник других. Диу-Ха-Нё был лихим воякой и, кроме того, быстро поднялся по армейской служебной лестнице, что делает его особо популярным среди брэ. Многие пехотные полки выбирают его в качестве полкового покровителя.

Кроме этого Святой Нё считается покровителем застолий, кузнечного дела и правоведения.

18) Святой Ригор Морорский - с 10 до 28 дня третьего месяца осени

Святой Ри, живший через тысячу лет после Пророка, считается основателем имперской ересиологии. Он выделил три из пяти Великих ересей (милосердчество, ррарианство и богоподданичество), описал их, а также создал несколько сумм, по одной на каждую ересь, соответственно.

Покровитель Ведомства охраны традиций, стеклодувов и отдела Воинов истины (3-го отдела инквизиции).