Старые мечи

Дома: 

Многие люди в империи владеют оружием - в прямом и переносном смысле. Поскольку в массовом сознании лавикандцев “старое” почти всегда значит “хорошее”, то старое оружие и, в особенности, старые мечи окружены большим почтением. В первую очередь, конечно, среди брэ, но и среди других домов можно найти людей, которые помнят первые двадцать-тридцать самых старых клинков империи. Мы не стали описывать просто самые старые клинки. На самом деле мечей, которым больше 15 тысяч лет, гораздо больше, чем мы перечислили ниже, не говоря уже о сравнительно молодых 8-тысячелетних клинках.

Так что список ниже отражает скорее наиболее известные, часто упоминаемые в литературе и разговорах мечи.

Имя

Возраст Описание и история Хозяин Местоположение
Бурый 23 тыс.
лет
Бронзовый меч, принадлежащий клану Цуо. На современный взгляд очень грубый и простой. Возможно это один из первых мечей брэ вообще, потому что он относится к периоду изобретения бронзы в империи. До того брэ сражались не мечами, а чем-то другим.
Последний раз этот меч был в бою во времена долгого междуцарствия, когда замок Цуо был взят штурмом. Хозяин оказался заперт в оружейной превосходящими силами противника, и пошел в свой последний бой с Бурым в руках. Никто не знает толком, что произошло, но из участников боя не выжил никто, а сам Цуо бросился на собственный меч.
На протяжении уже нескольких столетий в бою не использовался. В особой комнате резиденции главы клана Цуо, Кос-тха-ни. Рядом с ним постоянно стоит стража, так как считается недопустимым даже прикасаться к “Бурому”.
Отбой
 
>20 тыс. лет Бронзовый меч, принадлежащий клану Догра. Самый старый из мечей, еще использующихся в бою (в последний раз это произошло в прошлую Южную кампанию). Согласно преданию, этот меч никогда не ранит, но всегда убивает. Возможно, некогда это действительно было так, но сейчас это просто недлинный меч, овеянный большой историей, включающей убитых святых и побежденных драконов, ритуальные самоубийства и сотни побежденных варваров. И многое другое. Бау-ва-Догра, 276 лет
Висит на поясе у хозяина, живущего преимущественно в Симми, но иногда наезжающего в столицу.
Снег ~20 тыс. лет Бронзовый меч, согласно преданию принадлежавший одному из ближайших сподвижников императора Хоэлла. В настоящее время не используется, но активно применялся в бою вплоть до эпохи религиозных войн 4 тысячи лет назад. Предполагается, что Снег был создан для утерянной фехтовальной школы; другие считают, что это была предтеча школы Кабана. Действительно, его гарда напоминает мечи этой школы. Каждый старый меч окружен преданиями. О Снеге говорят, что он мог ломать другие мечи брэ. Скорее всего это ложь, но теперь уже никто не проверит. Хозяина нет, никто не сражался этим мечом четыре тысяч лет. Хранится в оружейной комнате императорского дворца.
Шепот >18 тыс. лет Самый старый из еще используемых стальных мечей. Кузнецы говорят, что формально это сталь весьма низкого качества, но поскольку Шепот - меч брэ, существенного значения это не имеет.
Широко распространено мнение, что он принадлежал худдскому императору Дано II, но это не так: мечом всегда владел клан Ринфа. (Вообще говоря, Шепот предназначен для школы Слона, и как бы велик не был Дано II, он едва ли смог бы использовать его в бою).
Скорее всего, этим мечом был убит Тун, последний и нелегитимный правитель династии ха-Ёри.
Ми-до-Ринфа, глава малого клана Ринфа. Ему 186 лет, и он действительный полковник имперских войск, сейчас находящийся на Южном фронте Южный фронт
Кисть ~18 тыс. лет Для такого древнего меча у “Кисти” подозрительно простая история. Хроники не отражают никаких экстраординарных подвигов, совершенных с “Кистью” в руке многочисленными хозяевами клинка. Но более внимательный историк заметит, что мало какая битва в истории империи обошлась без этого меча, и мало кто из его хозяев не получил десятка-другого наград. Гэ-ми-Нок, преподаватель фехтования в Академии Генерального штаба. Известен большинству офицеров-брэ, как “тот безногий преподаватель фехтования”: он действительно потерял ногу в восстание Синих колпаков Кос-тха-ни. Гэ-ми-Нок почти не покидает пределов Генштаба.
Лилия ~17,5 тыс. лет Дух этого меча - женщина. У мастера, выковавшего “Лилию”, не было сыновей, и свой последний меч он подарил младшей дочери, которая впоследствии передала его своему мужу - главе клана Вэн. Роман жанра уся (названный по имени меча и его хозяйки) приписывает этому оружию множество волшебных свойств, но хоть какое-то подтверждение имеет только одно из них: раны, нанесенные “Лилией”, заживают куда дольше обычных. Формально - Ниа-да-Вэн, старший сын главы клана; в действительности же меч хранится в замке Вэн и не используется его текущим владельцем, который сражается перекованным строевым мечом. Оружейная замка Вэн, Западный Морор.
Спящий ~17 тыс. лет Меч был предназначен для фехтования в школе Акулы (сейчас не практикующейся). Согласно легенде, у кузнеца долго не получалось это оружие, и он обещал духу меча жертву - только что выкованным мечом он убил свою жену. “Спящий” - не настоящее имя меча, просто сейчас дух меча спит (что будет видно хозяевам Боли; вообще таких мечей довольно много, просто большинству из них 6-8 тысяч лет). Дано-Ор-Нару, второй по старшинству мужчина клана Нару, сотрудник одного из выездных судей Восточного Морора. Восточный Морор.
Плакальщик >16 тыс. лет Выкован некогда для школы Змеи - не первый из таких мечей, но как бы не старейший из сохранившихся.
Имеет за собой не слишком-то добрую славу - никаких странных ритуалов, конечно, но у клинка странная судьба. Если Тэнно, носящий его, становится судьей, то два-три дела с маньяками ему обеспечены. Если он идет на фронт - то выйдет с ним из окружения, героичный, но исхудавший до истощения. Если останется в метрополии, то вырежет недружественный клан до чеки тележной или и вовсе убьет в своем же замке любовника жены.
Предопределенность, конечно, легенда. Но все это и вправду бывало.
Даэ-ду-Тэнно, старший сын главы малого клана Тэнно, сотник в Третьей Южной Армии. Скрытный, некомпанейский, но устрашающе компетентный молодой человек. Южный фронт.
Гнев Пророка ~16 тыс. лет Очень старый меч, переименованный его хозяином во времена Пророка. К сожалению, имя хозяина нам не известно, но ясно, что он принадлежал к клану Руйа. Возможно, “Гнев Пророка” идентичен известному в древности мечу “Лепесток”, так же предназначенному для школы Бабочки и утерянному во времена Лаврика. В таком случае у этого клинка весьма насыщенная история, восходящая к Междуцарствию Большого разлива. В классический период меч относительно редко применяется в бою, так как всегда хранится у главы клана. Бада-ви-Руйя, глава клана Руйя, 259 лет. Бада-ви-Руйя постоянно живет в своем имении недалеко от Ма-да-сэ и крайне редко покидает его.
Старик 15742 года (известна точная дата ковки) Этот меч был создан кузнецом Нрайвой-ри-Шэ для его отца, чей меч сломался в бою. Нрайва утверждал, что смог призвать в новый меч дух, который жил в сломанном. Теоретически, это не невозможно. Нрайва-ар-Шэ Остров Син.
Рроно 15 тыс. лет Меч назван по имени рода, в котором он хранится. Изначально был посвящен Инаде (долаврикианскому худдскому божеству смерти), о чем забыли все, кроме его владельцев и особо въедливых историков. Рроно-Ма-Ригор, худд, глава рода Рроно. Южный фронт.
Рисина Больше 14 тысяч Этот короткий и узкий меч по форме действительно напоминает рисовое зерно. Он предназначен для фехтования в школе Пчелы и, как многие мечи этой школы, достаточно жестко диктует стиль фехтования. Существует легенда, согласно которой “Рисина” почти год служил худду во время междуцарствия после окончания династии ло-Джеин. Тодза, владелец меча, погиб, а его друг-худд (история сохранила только имя его рода: Дараи) прошел через всю метрополию, чтобы отнести фамильный меч его сыну. В какой-то момент собственный меч Дараи сломался, и до конца своего путешествия тот пользовался “Рисиной”. Надо сказать, что, несмотря на относительно небольшие размеры и легкость, позволяющие худду поднять этот меч, вся эта история крайне маловероятна. Чин-ба-Тодза Восточный Морор.
Трофей ~14 тысяч Меч, принадлежавший уничтоженному в результате нескольких воин клану Бэш, и захваченный варварами. Некоторое время он принадлежал одному из южных вождей (так это говорится в лавикандской истории; возможно это был не столько дикарский вождь, сколько наместник провинции Амрийской империи или что-то в этом роде). Потом меч отбили. Хозяева боли решили начать его историю заново, поэтому его передали другому клану и сменили имя, а старое вымарали из летописей. Дин-ва-Нё, один из судей в Пин-а-Соне Пин-а-Сон и окрестности (когда судья выезжает за пределы города по каким-то делам)
Младший 13,5 тысяч Свое имя и свою известность этот меч, хотя и очень старый, получил относительно недавно - в битве за тело императора Ва III. Несмотря на то, что традиционно меч отца наследует старший сын, Младший (который тогда носил другое имя), достался второму сыну феодала Го. Юноша (на момент битвы - совсем молодой человек) прославил и себя и свое оружие, и получил право дать мечу новое имя. Зау-рор-Го Южный фронт.
Голод 13,5 тысяч Меч, о котором ходит дурная слава: во времена Пророка, когда большинство старых мечей было захоронено, погружено в сон, отправлено в храмы и оружейные комнаты, “Голод” оставался на поясе своих хозяев из клана Рхай. Последний раз его доставали из ножен во времена Религиозных войн. С тех пор, поколение за поколением, он принадлежит второму или третьему сыну семи ин-Рхай. Мастерства этих людей достаточно, чтоб убить любого противника голыми руками, но говорят что ими движет не столько почтение к “Голоду”, сколько разумные опасения. Добу-ин-Рхай, помощник главы отдела снабжения Генерального штаба Генеральный штаб Кос-тха-ни.
Край земли 12 тысяч лет Одна из тех самых худдских катан, что вышли из-под рук кузнеца-брэ. Несколько необычный по форме - удлиненный и слишком выраженно изогнутый - меч с черной гардой и светлой историей. Во времена Као II двое приятелей, худд-кавалерист и брэ-пехотинец, остались без работы после конца Амрийской войны. И вместе ушли в Восточный Морор, изведя по пачке бумаг на прошения. Тогда - по причине легкого ледникового периода - колонизация сорвалась. Но то, что пережили среди горных снегов и густых лесов Ли-хо-Арат и Као-ду-Дзи, картограф и кузнец, навсегда останется в книгах для еще мечтающих о дальних странах юношей. И меч этот кован из морорского горного железа - первый среди тысяч тысяч. Ли-ар-Лао, ментор-географ в Имперском училище.
(Среди студентов бытует мнение, что легенда о мече выдумана им. Но это не так).
Кос-тха-ни. Неизменно носится с собою главой семейства Ли. И неизменно за спиной - привычка путешественника стала традицией.
Умиротворение ~11200 Фамильный меч клана Пэй. Изначально он носил другое имя, но, после того, как пять с лишним тысяч лет назад его тогдашний хозяин, Дано-ор-Пэй, впал в амок и убил духа местности, хозяева Боли усыпили дух меча, а сам меч перековали и дали ему новое имя. Оружейная клана Пэй. Его текущий владелец - старший сын главы клана - еще слишком маленький, чтобы им пользоваться. Сам глава клана дерется строевым мечом. Метрополия. Поместье Пэй в окрестностях пустыни Соб.
Часовой 10,5 На самом деле этот меч - перекованный строевой, но случилось это так давно, что он приобрел славу и историю не хуже, чем у иных клановых клинков. “Часовой” находился в своего рода конкуренции с “Задирой”, наследным мечом клана Заффа, до тех пор, пока четыре тысячи лет назад “Задира” не был похоронен со своим тогдашним хозяином - Омэ-ва-Заффа. На Омэ прямая линия прервалась, клановый меч оказался захоронен, а “Часового” получил в наследство его племянник, продолживший семейную историю. Оро-вэ-Заффа, старший сын главы клана. Метрополия.
Тень ивы ~10200 лет Этот длинный и узкий меч достаточно нетипичен для брэ. В бою “Тень” требует от своего владельца предельной сосредоточенности, что не дает ему впасть в амок (или, по крайней мере, сильно затрудняет это). “Тень ивы” - один из многих таких мечей. Их создатель был предтечей современной философии Хозяев боли. Сохранилось еще несколько таких клинков, но “Тень ивы” - самый известный. Мару-арн-Чиффа Восточный Морор
Четвертый ~10 тысяч лет Меч для школы Сокола, утяжеленный, с односторонней заточкой. У него матовое лезвие и простая рукоять, обитая черной кожей. Несмотря на то, что “Четвертый” - не такой уж старый меч, его создатель - фигура почти легендарная. Мастер Вэн прожил 301 год, и за всю свою жизнь создал 5 или 6 мечей (на счет одного из них до сих пор ведутся споры). “Четвертый” - один из пяти мечей, доподлинно вышедших из-под молота мастера Вэна. Ра-ло-Куань, хозяин боли Как и многие его коллеги, Ра-до-Куань вынужден регулярно ездить по всей Метрополии, так что точное место его проживания назвать нельзя.
Протектор 9622
(известна точная дата ковки)
Не самое скромное название, но вполне оправданное историей клинка, выкованного из нескольких варварских мечей. В действительности он никогда не принадлежал не только Протекторам, но даже и чиновникам более низкого ранга, поскольку всегда хранился в клане Пань, а клан Пань редко лезет в политику. Тем не менее меч этот овеян славой: даже более старые мечи не могут похвастаться таким количеством совершенных подвигов в своей “биографии”. Ди-ди-Пань, наследник главы клана Пань. Втихомолку говорят иногда, что “Протектор” влияет на людей, заставляя людей совершать безумства на поле боя. Едва ли это так: просто меч со славой очень обязывает На острие наступления Южного фронта
Ладони пальмы ~9 тысяч Пара “бабочек”, сталь. “Лучшее оружие, которое можно купить за деньги”, так уж говорят. История этих клинков начинается там, где Первый синдикат встретился с чертовски хорошей партией контрабандного железа - еще метрополийского, из ныне истощенных рудников. Пара широких, с прихотливым рисунком закалки, Ладоней чуть не тысячу лет переходила от одного мертвого телохранителя главы Первого синдиката к другому; потом, воплощая всю его оконченную историю, перешла во Второй, а там - воплощая конец и этой сказки - в Третий. Там все происходило примерно так же, но некто Наку Нолим уже при Лавикидах презрел свою профессию и обменял мечи на опиум. Смутные перекупщики искали мечи еще долго, но преуспел - междуцарствие спустя -  только синдикат Реки, что неудивительно. Отнесясь к мечам уже как к культурному артефакту, они выставили его на торги. Выиграл их тогдашний глава Колеса, только заявившего о себе; что показательно, носил он Ладони самолично, как и его преемники - да еще где-то нашел мага-ночника, обеспечившего мечам вторую молодость и долголетие. Вновь Ладони коснулись человека спустя годы и годы, когда Кулак, взяв часть наследства Колеса, получил и их. С тех пор величайшие Отрешенные Кулака - такие, как Кидо Икки, Убийца десяти судей, или Чанко Фусэ, автор широко известной “резни в гостинице Икэ-Теру” - выходят на самые серьезные дела с ними. Считается “не по чину” носить Ладони пальмы на простые разборки или убийства делового интереса ради. В деле должна быть замешана Вера. Дзиро Фукуда, катарир, Отрешенный, довольно известный в Пин-а-Соне гравер и автор примерно двадцати пяти нераскрытых убийств. Пин-а-Сон
Желудь 9 тысяч “Желудь” выкован для фехтования в школе кабана, что превращает его имя в шутку сомнительной тонкости. Его создатель и первый владелец, кузнец Тоби-рон-Гоу, впрочем, знаменит не своим чувством юмора, а своим участием в обоих конфликтах с варварами при Акси II - сражении с северянами на острове Син и подавлении мятежа южан. Инау-рон-Гоу, глава семьи Рон, также не отличается изящным юмором, зато фехтует экстраординарно даже для брэ. Южный фронт.
Южный пролив 8,5 тыс. лет Абордажная сабля катарир, сталь. К гарде привешена серьга.
Якобы один из когда-то выкованной вместе пары, но своему самому известному хозяину достался уже в одиночестве, с одним удачным призом.
Пролив - своего рода символ катарирского пиратства. Получил известность в руках “адмирала” Ро Ракка, некогда квартировавшего на северном побережье Морора и доходившего, бывало, и до Метрополии; именно его серьга висит на гарде. С “адмиралом” Махи Монтарой попал в руки фантаврского губернатора Северного Амра, но был годом позже у него отбит в ходе “Одзонгского кормления рыб” - встречи колониального фантаврского флота и объединения южных пиратских братств.
Буквально четыреста лет назад взят  Морской стражей в Тагейне, у накрытого при визите к семье “адмирала” Хола Ханаи.
Отсутствует Хранится в Тагейне, в представительстве Управления Дорог и Границ. Тщательно, крайне тщательно охраняется.
Баньян 8 тысяч Меч был бы не слишком известен, если бы не одно его качество, делающее “Баньян” уникальным в своем роде. Дело в том, что он принадлежал нескольким императорам династии ван-Пэ, однако после пресечения этой династии не был захоронен. Умэ II передал меч одному из своих племянников. Поэтому это единственный меч, принадлежавший некогда императору-брэ, но при этом используемый в наши дни. Тига-ри-Пэ, феодал Имение семьи ри-Пэ в окрестностях Симми
Дух холмов 8 тысяч Далеко не самый старый, но чрезвычайно известный в империи меч, принадлежавший Доу-ра-Сянэ, известному фехтовальщику и художнику, автору нескольких классических трактатов на стыке фехтовального искусства, живописи и культа Боли. Сянэ - герой многочисленных романов (как серьезных, так и из Тысячи знаков), так что и его меч известен широко. Считается, что по меркам мечей брэ “Дух холмов” слишком легкий, тонкий и гибкий, но, конечно, все познается в сравнении: до фелийского цзяня ему далеко. Боу-ди-Сянэ, отдаленный потомок Доу, тоже человек небезывестный: правда не как художник, а как один из самых молодых генералов и стратегов империи. Южный фронт, где генерал Сянэ командует Третьей Восточной армией
Лоза 8 тыс. лет Булат, магия. Старейший известный меч фели. Непропорционально длинный фелийский цзянь с гардой в виде двух свитых в кольцо листьев.
Сделан не в меру проказливым магистром Лотти-хон-Мо еще до пересечения тем границы Ан-Норга.
По неверным данным разумен. По истинным - управлялся разумом хозяина.
Произвольно гибок, имел привычку обвивать чужие клинки либо же изображать из себя катарирский кнут.
Использовался в целом ряде довольно известных в свое время дуэлей, в частности, в “Четверке Джей-Хон”.
Обработан разом магией ночного  (чтоб гнулся), дневного (чтоб гнулся как надо) и закатного круга (чтоб не портился).
В коллегиальном владении школы Хон. Ныне хранится в школе Хон в церемониальных целях. Новых хозяев “не признает”. Следует отметить, что “Лоза”, несмотря на окружающие его легенды, не обладает собственным разумом. Просто кто ж теперь научит с ним, творением трех школ, правильно работать?
Скала Фо ~7,5 тысяч Родовой меч клана Кви, известнейшая работа кузнеца Ду-ва-Итари. Принято считать, что Итари был лучшим кузнецом в истории империи или, во всяком случае, одним из лучших. Дейсвтительно, все его мечи славились не только качеством, но изяществом. Увы, из четырех созданных Итари клинков три уже захоронены, но Скала Фо до сих пор используется. Иму-ри-Фо, глава семьи ри-Фо, феодал Имение ри-Фо в Западном Мороре.
Мерэ 7 тысяч Мерэ - один из крупных городов Юга, отбитый у Амра при Тини I. Меч получил свое имя в честь этого города, так как именно его хозяин - старший сын тогдашнего главы клана Хану - сыграл во взятии города ключевую роль и лично водрузил на башню знамя Империи, прорубившись наверх с этим самым мечом. Дано-за-Хану Южный фронт