Один день из жизни маленького фели
В наших книгах мы неоднократно упоминали фелийские детские школы. Каждый фели проводит в них первые 60 лет своей жизни (за редкими, очень редкими исключениями). Да и взрослые фели нередко бывают с ними связаны. Это целый мир, очень необычный по имперским меркам, и довольно тщательно оберегаемый от вмешательств извне. Но каждому фели он хорошо знаком.
Школа - прекрасная тема для модуля, будь то детектив (взрослый или детский), история взросления, жизненные драмы учителей или начало чьей-то хорошей дружбы.
Пришла пора сказать о нем поподробней.
Как попадают в школу?
В нее приносят. В прямом смысле: на руках, детей, которые еще не умеют ходить. Большинство женщин-фели, родивших ребенка, проводят с ним год или полтора. Иногда даже меньше. Потом его отвозят в школу-ясли, где он и будет воспитываться. В яслях он будет оставаться до 20 лет. Большинство фели даже не помнит толком этого времени. Около 20 (некоторых чуть раньше) детей перевозят в собственно школы, где их будут обучать и воспитывать в рамках фелийских традиций. (Хотя многие фели про традиции бы не сознались).
Учителя
Работу в детской школе, как ни парадоксально, куда как сложнее получить, чем место в Священном Институте. Допуск к детям требует безупречных рекомендаций и дополнительного курса подготовки - традиция обучения выводится фели прежде всего из древнего, доинститутского магического наставничества и весьма ценится.
Разумеется, это относится прежде всего к учителям, однако даже садовника-гетра, пришедшего наниматься, спросят, работал ли он в семьях с детьми и может ли подтвердить, что ладил с ними?
Оборотной стороной сложностей такого рода выступает исключительно высокое жалование, полное обеспечение (фели говорят: “У школ всегда и все должно быть лучшим!” - и имеют в виду не только самих детей) и, насколько фели это ведомо, великий общественный почет.
Кроме того… правильный фели помнит не только своих учителей, и, когда придет время устраивать в город непутевого муженька дочери, всегда найдется приличнейший врач, которому в радость вспомнить, как ты его с дерева на спине снимал.
Учитель и наставник
Вернее будет сказать - наставник и учитель. Это два разных человек, и фели никогда их не спутает. Наставник (само это слово мекрарианского происхождение и может заменяться; большинство фели называет наставников просто по именам, и этим термином не пользуется) это тот человек, который будет воспитывать маленького фели. Под руководством наставника находится шесть маленьких детей, и он проходит с ними весь путь - от момента их попадания в школу до самого выпуска. Если в фелийской традиции есть что-то близкое к понятию “родителя”, то это наставник. Но главная его функция - учебная. Он учит, как надо себя вести, как надо жить, и заодно какому-нибудь предмету.
Наставника можно поменять, если с ним совсем не сошлись характерами, но это бывает редко: как правило их и детей связывают чрезвычайно близкие отношения. Естественно, наставниками могут быть и женщины, и мужчины, возраст тоже большого значения не имеет, но важна компетенция. Прежде, чем стать наставником, фели должен научиться всему. В прямом смысле - хотя бы теоретически, но он должен иметь представление практически обо всем, чем занимаются члены дома. Он должен уметь лечить и учить, распознавать магические способности и утешать обиженных, объяснять, как надо дать в челюсть и, что не менее важно, в каких обстоятельствах делать этого не следует.
Быть наставником в детской школе - это значит быть одним из самых уважаемых членов дома. Почтенней этого - разве что старшая профессура в священном институте, да и то еще, как посмотреть. Но большинству наставников и почтение окружающих, и астрономические зарплаты, ежемесячно перечисляемые на счет, безразличны: они десятилетиями не покидают мир школ, где значение имеет только мнение коллег и учеников, а деньги ничего не стоят.
Учителя-резиденты
Тем, кто не занимается в полной мере непростой работой построения человеческих душ, но просто как следует передает им свой предмет, устроиться несколько проще. Им нет необходимости иметь широкую компетенцию - вакансия открывается для человека с дипломом и рекомендациями конкретной кафедры и часто ей же до выпускников и доводится.
Школы предоставляют учителям такой же стол и кров, как и наставникам. Их оклады, разумеется, куда меньше - но им-то платят за уроки, не требуя быть с воспитанниками круглые сутки. Но этим все и ограничивается.
Учителя - тоже люди, и уважают правильного наставника прежде всего потому, что сами от такого вышли, но никакой классовой замкнутости не возникает. Персонал частенько дружит, начисто игнорируя разделение, и молодому наставнику совершенно не стыдно спросить совета, как бы объяснить ребенку, у учителя из опытных, ну а учитель вполне рассматривает наставника как хорошего специалиста по его основному предмету.
Предметом зависти наставника является дозволенный учителю отпуск - воспитанники не нуждаются в них до такой степени, и для функционирования школы они не столь критичны. С другой стороны, и вылететь с работы по административным причинам учителю куда проще - это бывает редко, но с наставниками практически никогда.
И еще одно. Большая часть наставников, которых вы увидите в своей жизни, начинали именно учителями, но переросли себя. Обратное следствие - обыкновение наставников из опытных опекать молодых коллег, которые заметно любят не только свой предмет, но и тех, кто ему обучается.
Учителя-нефели
Нельзя сказать, что они встречаются очень уж часто, но все-таки бывают. Наставничество представителю другого дома, конечно, не доверят (да и фели - далеко не всякому), но если речь идет о хорошем специалисте, его могут пригласить. Боец-брэ может преподавать фехтование, кафа - основы коммерции, катарир - организовывать кружок парусного спорта. Но это, конечно, редкие случаи.
Чаще других - но тоже весьма и весьма редко - встречается худд, ведающий общим церемониалом. Фели он настолько не нужен, что почти никто не освоил эту науку достаточно, чтобы ее преподавать. Но преподавать в школе, как уже говорилось, должен специалист! Хотя на практике в основном этим занимается все тот же бедолага-бухгалтер, как человек, заслуживающий доверия и не умеющий отбояриться.
Зато в каждую школу иногда привозят представителей разных домов (даже лока!), чтоб они немного рассказали детям о своем доме, его традициях и нравах. Хотя это и не заменяет настоящего знакомства с другими домами, все же какой-то социализации детей способствует.
Гостевые лекторы
Наконец, есть еще и гостевые лекторы: приезжие профессионалы, чья задача - прочитать две-три лекции (в основном старшим ученикам). Задача тут не столько в том, чтоб чему-то научить. Как правило, их предметы слишком сложны, чтоб их можно было толком объяснить за несколько часов. Задача - заинтересовать. Показать подросткам-фели, как интересно заниматься наукой или искусством, какие вообще направления науки и искусства бывают. Чтоб помочь им сориентироваться, когда придет время выбирать факультет в Священном институте.
Быть гостевым лектором - очень почетная обязанность. За нее как правило ничего не платят, но, конечно, накормят и напоят, дадут отдохнуть на берегу школьного озерца и вообще всячески обласкают. Но главное - это признание. Только настоящего профессионала пригласят в школу, и небрежно брошенная фраза “когда в прошлом году я рассказывал детям в школе про зоологию” может стоить больше многих иных рекомендаций.
В совсем уж редких случаях гостевыми лекторами бывают и нефели. Это - представители тех кругов, где в правильно образованном молодом специалисте внезапно учуяли резкую нужду. Наиболее яркий пример - брэ-гвардеец, демонстрирующий форму Крыла Бури юным магам.
Обслуживающий персонал
Одних учителей школе не хватает. Нужен кто-то, кто будет устраивать ее быт. Все это люди тоже неслучайные, и со всеми ими дети активно общаются (и это важно, в общем, в этом общении - половина работы этих “наемников”). Так что, конечно, подбор тут будет очень тщательный.
Гегра
Больше всего среди обслуживающего персонала, конечно, гегра. Это и слуги, убирающие в комнатах (самое сложное - сохранить первозданный беспорядок, при этом вытирая пыль). И, конечно же, повара - кто готовит лучше гегра? К тому же в фелийской школе помимо завтраков-обедов-ужинов есть и возможность просто забежать на кухню и что-то перехватить. Гегра-повара с удовольствием раздают эти “перехваты”, но на самом деле должны помнить, что каким детям есть нельзя, и соблюдать необходимый баланс. Ну и садовники - это тоже по большей части гегра. “Садовник” в данном случае очень обобщающее понятие. При любой фелийской школе есть и сад, и озеро (пруд, речка, берег моря), и лесок (если местность его предполагает; впрочем, найзар организует). За всем этим нужно следить, а еще пуще - невзначай и без чрезмерной опеки следить за детьми, которые все это осваивают. Тонкость тут в границе. Чрезмерная опека недопустима: во взрослой жизни фели окажутся в довольно опасном мире, и он должен быть к этому готов. Но и подвергать детей чрезмерной опасности не стоит. Так что работе садовника не позавидуешь.
Работать вообще приходится очень много и ответственность очень большая. Но и оплата, и условия - такие, каких большинство гегра в жизни не увидит. Так что за эти места держатся, как за кошелек на Большом рынке.
Брэ
В первую очередь это охрана школы. Даже нефели хорошо знают, что школы - это домовая паранойя, и что фелийские школы охраняются так, как будто это имперская казна. Это, конечно, некоторое преувеличение, но без пяти-шести брэ представить себе школу невозможно. Большую часть времени они лежат в теньке, учат детей драться (умеренно), возят на плечах малышей и травят байки, получая за это деньги большие, чем ветераны в прифронтовой полосе. Но зато когда приходит опасность - они идут и выполняют свою работу. Суть этой работы - продержаться столько времени, сколько нужно для того, чтоб ближайший феодал получил сигнал из школы и добрался до нее со своим отрядом. Если это значит умереть - они умрут, и их семьям будут выплачены грандиозные компенсации. Но и наказание за невыполнение этой работы будет вполне однозначным: гегра могут рассчитывать на увольнение, а этих не найдет никто и никогда. В том, что касается детей, дом Фели ведет себя демонстративно неадекватно.
Надо сказать, что нападения на школы случаются не очень часто. Но все-таки бывают, потому что в школах хранятся достаточно большие деньги, а разбойники бывают иногда очень глупы. (Надо быть очень неразумным, чтоб напасть на школу фели: вообще говоря, лучше сразу пойти и повесится - оно будет не менее надежно, но куда более приятно).
Кафа
И в каждой школе, по крайней мере, в каждой из тех, от которых можно доехать до жилья, есть пара беспокойной кафской братии. Функция их широка, но сводится к понятию “проводник”. Это те самые парни, которые сопровождают на рынок почтенных слуг-гегра, чтобы кошелек не стащили, бегают (иногда буквально) за газетами и слухами в деревню или на станцию, водят экскурсии по округе для господ гостевых лекторов - и, собственно, размещают внезапные вакансии. На мелкое воровство со склада и из средств на очередную экскурсию администрация школы обычно внимания не обращает. Но оборотистый кафа всегда знает, где поставить точку. Серьезным мошенничеством заниматься в этом месте не просто глупо, но очень опасно. Любые поползновения втянуть школу хотя бы косвенно в дела синдиката пресекаются не только быстро, но довольно жестоко. Как мы не устаем напоминать, дети - "священная корова" в остальном лишенного сентиментальности дома Фели. А дети… а детям посмотреть на таких типов только полезно.
Худд
В единственном числе, потому что худд, как правило, в школе один. Это бухгалтер. Он же будет давать взятки проезжим чиновникам, он же будет вести всю внешнюю (не предназначенную для института) документацию. Сложность в том, что делать это ему придется крайне аккуратно, невзирая на маленьких фели, периодически ползающих под столом и заменяющих тушь в тушнице на подкрашенную воду. Более того, при вопросах детей он должен отвлекаться и объяснять - если, конечно, работа не совершенно срочная.
Роль единственного худда в школе важна, но подобрать на нее человека довольно тяжело, хотя оплата, конечно, соответствующая. И все же такого человека всегда находят: необходимо, чтоб дети видели и худдов. В жизни-то им придется немало иметь с ними дело.
Фели
В числе обслуживающего персонала есть, конечно, и фели. Прежде всего это директор школы. Как правило он выполняет и функцию учителя, но никогда не наставника - слишком много времени у него отнимают административные дела. Обычно несклонные к контролю, в отношении детских школ члены Совета дома проявляют маниакальную бдительность, так что директору не позавидуешь: отчеты приходится писать чуть не каждую неделю. А поскольку он такой в школе один, работы всегда горы.
Вторая важная роль фели в школе - врачи. Как правило это один или два мага дневного круга и два собственно врача - хирурги, диагносты и т.п. В больших школах врачей может быть и больше. За редким исключением, врачи не занимаются ни учительством, ни наставничеством, потому что их помощь может понадобиться внезапно. Но, как правило, они ведут какие-то факультативы или кружки по медицине или просто биологии-зоологии-ботанике.
Ну и, наконец, еще один фели из персонала, обязательно встречающийся в любой школе, это библиотекарь. Как правило он выполняет и функции местного архивариуса-историка (а каждая школа гордится своей историей). Иногда он совмещает эту работу с учительством или наставничеством, но это необязательно. Поскольку практически все дети-фели любят читать (это старательно, хотя и ненавязчиво прививается с самого раннего детства) библиотекарь для них фигура важная и немного даже мистическая, а уж библиотека - тем более особое место.
Местность
Школы фели более-менее равномерно разбросаны по империи. Важно, чтобы родители могли ребенка доставить в ближайшую школу, не преодолевая при этом огромного расстояния. При этом нужно отметить, что в хоть сколько-то опасных регионах фелийских школ не располагают. Кроме прочего, это означает, что фелийские школы будут эвакуировать в первую очередь, если эти районы хотя бы в потенциале станут опасными.
Однако чаще всего фелийская школа расположена в живописной местности подальше от больших городов, но в конной доступности от небольших поселений. Скорее всего школу окружают джунгли. С очень большой вероятностью, как уже отмечалось, на территории школы будет озеро, речка или хотя бы пруд.
Сама школа, как правило, это не один большой дом, а несколько корпусов: учебный, жилой, столовая, лекторий, общежитие для преподавателей и персонала. Между корпусами располагаются сады, беседки, тренировочные площадки, места для пленэра и прочие места, которые юные воспитанники используют по назначению и не очень.
Потерявшийся маленький фели за пределами школы - это вещь почти фантастическая. За учениками очень тщательно смотрят. Однако, в тех редких случаях, когда юные воспитанники осуществляют успешную вылазку за пределы родной школы, первый же встретившийся им житель окрестной деревни прекрасно будет знать, куда привести непутевых путешественников и сколько ему за это заплатят.
Особняком стоит школа магов круга Свершений, расположенная в Морорских горах (самая высокогорная и одновременно самая восточная фелийская школа в Империи).
Расписание
Группы в фелийских школах формируются в зависимости не от возраста детей, а от их включенности и успеваемости. Так, если ты сильно преуспел в математике, есть большой шанс, что будешь заниматься с ребятами на 5-10 лет тебя старше.
Нам в руки попал листок бумаги с расписанием ученика 45-50-и лет. Он переписал его с общего стенда информации напротив большого школьного лектория и снабдил своими комментариями.
“Расписание на завтра:
Перв. ур.: Физическое развитие. Плавание. (Важ! Перв. ур. до завтрака!)
Вт. и тр. ур.: Письмо и чтение. 2 пары. (слизать у Альмы, она добрая)
Чет. ур. Введение в ботанику. (Во внутреннем дворике)
Пят. ур. Математика. (Неееет!)
Шест. ур. История (две главы по зеленому учебнику)
После уроков:
Фехтование
Графика (Во внутреннем дворике)
Флейта (отменили! Нет в жизни счастья!)
Вечером:
Лекция проф. ар-Тино “Введение в теорию магии - первые шаги” (говорят, скукота. Пойти?)
Ночью:
Сначала у Тино и Альмы, потом у нас. Не забыть - разноцветных печений и два графина компота. Карточки приносит Ти. Напомнить Ики, что с него - первый раунд.“