Искра, удавка и лабиринт: тайные общества варваров, ч.2

 

Мы продолжаем рассказ о тайных обществах варваров. Если вы пропустили первую часть, ее можно прочитать здесь: http://lavikandia.ru/stati/bomba-klyuch-kniga-taynye-obshchestva-varvarov-ch1

Общество патриотов Республики

Идеи общества

В отличие от краведжийских “пчел”, тейнское антиправительственное подполье Революцию одобряет и поддерживает решительно и неостановимо. Однако выступает за то, чтобы решительной и неостановимой была сама Революция.

С точки зрения тейнских политических радикалов, Двадцатисемилетняя война, вырвав Тейн из кастового рабства у нелюдей и не дав амрийской косной теократии сковать нацию заново, однако же не покончила с язвами прежнего порядка.

Ладно еще диктаторы - да, они узурпировали народную власть, но в принципе хотя бы из лучших побуждений. Их не следует так уж укорять за то, что Революция - это что-то выше разумения армейского офицера, верящего в химеры вроде “гражданского мира”. Их следует просто отодвинуть в сторону - хотя теперь уже позже, после победы во Второй Отечественной. Но искреннюю ненависть патриота вызывает Церковь - осознанный, оголтелый враг прогресса и суверенитета, пестующий самую нагольную крестьянскую отсталость и осмеливающийся поднимать свой хлипкий голосок на Универсидаде. Который и был бы истинным творцом нового общества, если бы перешагнул через элитизм и распространил бы обычное в своих стенах равенство на всех благодарных тейнцев. Ну а дворяне… а они на этом празднике жизни просто лишние; отобрать привилегии и забыть навсегда.

Кроме этого, необходимо было бы упорно работать над освобождением прочих угнетенных как амрийской теократией, так и фантаврской дворянской магократией народов - но это как получится.

В последнее время из-за войны общество раскололось на две фракции. Гораздо более многочисленные “оборонцы” сейчас пытаются выйти на связь с враждебным им ранее тейнским Комитетом и предложить свои скромные услуги во имя обороны своего передового отечества. Замкнутый же кружок “чистолистников” полагает, что надлежит закрыться в Одзонге и спасать здесь ядро тейнских знаний, чтобы потом, после неминуемого проигрыша войны оппортунистическим режимом, поднять население на восстание против нелюдей опять, и уж теперь-то сделать все как следует.

 

Социальный состав

Костяк общества, разумеется, формируют тейнские политические эмигранты - разных лет, разных волн, временами немного отличающиеся воззрениями, однако принужденные прийти к некоей общей платформе, меньшую часть - простые тейнские эмигранты, ознакомившиеся с идеями общества уже на месте.

Разумеется, процентов восемьдесят - Третье сословие, образованные горожане, часто с востребованной и в Одзонге профессией; оставшиеся - либо грамотные крестьяне, влипшие в маргинальную политику еще в Тейне, либо дворяне, из идейных соображений склонные отказаться от своего и от какого бы то ни было дворянства, либо родившиеся уже в Одзонге и воспитанные в соответствующем духе дети членов общества.

Уж совсем малую группу составляют одзонгские и североамрийские “сочувствующие”, но это обычно члены соответствующих организаций у себя, просто временно работающие с тейнцами.

Войти в общество можно двумя способами - либо с тремя рекомендациями действительных членов здесь, либо с одной рекомендацией от тейнского подполья. В последнее время новых кандидатов удается проверять по досье Комитета - некто сочувствующий из архива сливает информацию.

 

Глава общества в Одзонге

Анибал Жоао Аррьяга, 32 года, инженер-кораблестроитель на одзонгских верфях. Выпускник лицея при Универсидаде, он производит впечатление даже на североамрийских гостей, хотя в свое время выбрал не носить кольцо. К сожалению, в молодости он не смог понять,что некоторые разговоры, уместные в Велюминье, за ее стенами могут стоить головы - вот только подполье нашло его раньше, чем Комитет. И не прогадало, переправив в Одзонг.

Господин Аррьяга - не военный, не ученый и даже не публицист. Но все листовки печатаются, все теоретики кормятся, все оружие закупается и все конспиративные квартиры держатся в Одзонге потому, что он все организовал - так, как хороший карго-мастер организует груз в трюме. Мало того что он умел в жонглировании средствами и в переговорах с братскими организациями вроде фантаврских врихейдеров\брекеров, так он еще и каким-то образом спелся с Диранами - в результате чего не слишком многого боится.

Сам же господин Анибал живет скорее аскетично, предаваясь, кроме администрирования Общества и кораблестроения, только одной страсти: женщинам.

 

Локация

Совершенно официально существующая “Тейнская общетехническая школа” ничем не выдает своей связи с Обществом. Это довольно приличное место, самим же Аррьягой организованное по упрощенному образцу отраслевого лицея Универсидаде. Официально она отчасти сплачивает вокруг себя немалую тейнскую диаспору Одзонга (состоящую в основном из квалифицированных мастеровых), предоставляя скорее специальное, чем среднее образование для детей и дополнительное обучение для взрослых, с другой - охотно учит тейнскому желающих работать с республикой одзонгцев. Среди преподавателей нет членов общества - но они есть среди тех, кто тихо проверяет ученические работы и наблюдает за уроками. О взаимоотношениях этих людей с тейнской Лабораторией Универсидаде остается гадать.

 

Дополнительный навык:

Уличная фортификация (2 или 3)

Сражавшиеся всегда, везде, как бы ни были шансы малы и шатки - в оккупированном фантаврцами Герлофстаде и запутанных городах Северного Амра, в одзонгских уличных боях и городских волнениях родного Тейна, “патриоты” приобрели бесценный навык организации боя в городских условиях. Как построить баррикаду, где лучше перекрыть канализацию, чтоб затопить площадь, как выстроить из битого кирпича и мешков с песком крепость, которая выдержит удар конницы или регулярной пехоты - все это определяется навыком уличной фортификации. Конечно, настоящий военный инженер, разбирающийся и в механике, и в архитектуре, не нуждается в таких ухищрениях. Но борцу за свободу эти умения никогда не помешают. (Любая позиция в населенном пункте, занимаемая отрядом с таким специалистом, получает за каждые два очка навыка +1 к обороне вдобавок к уже имеющимся модификаторам защиты).

Стоимость: 2 (для Патриотов Тейна и третьего сословия; для всех остальных 3)


Идеалистический орден тыквы-горлянки и короны

Идеи общества

Единственное, вероятно, тайное общество варваров, которое можно в полном смысле слова назвать оккультным. Речь, впрочем, не о магии (которую оккультной никто, в общем не считает), а о попытках разгадать тайные законы мира. По своим взглядам идеалисты напоминают прежде всего герметистов XV-XVI веков - типа Марсилио Фичино или Джованни Пико делла Мирандолы. Само название общества происходит от слова “идея” в его, как бы мы сказали, платоновском смысле, а тыква-горлянка и корона - просто популярные оккультно-религиозные образы амрийской культуры.

Идеалистический орден не претендует ни на политическую власть, ни на борьбу с религией (практически все члены ордена так или иначе, но верят в Богиню). По сути это философы и, зачастую, немного филологи, сконцентрировавшиеся на изучении старинных оккультных трактатов и трудов древних мудрецов. Однако существовать идеалистам приходится в тайне, потому что с точки зрения цаядов и культа Богини вообще, деятельность ордена далеко переходит границы допустимого. Связано это и с тем, что среди идеалистов многие все же интересуются магической верификацией, и с тем, что они склонны рассматривать демонов в качестве самостоятельных сущностей, овеществленных идей, а не в качестве персонификации воли Богини.

В смысле организации идеалисты представляют собой клуб по интересам, очень сильно центрированный вокруг одного лидера; фактически можно сказать, что большинство членов ордена либо ученики Опина (см. ниже), либо их друзья и товарищи, либо, что встречается реже, друзья самого Опина. Внутренние конфликты и дискуссии возникают между ними регулярно, но все же они продолжают хранить существование общества в тайне, хорошо сознавая риски, которыми им грозит разоблачение.

 

Социальный состав

Для того, чтоб быть членом ордена, нужно, чтоб тебя в него пригласили. А для этого нужно, во-первых, быть достаточно образованным человеком (скажем, совершенно обязательным является знание лигвейского, достаточное для беглого чтения, или общественной философии на уровне выпускника североамрийского университета). Во-вторых, нужно интересоваться оккультными знаниями и иметь соответствующий склад характера: скептиков в Идеалистическом ордене не любят. Если эти качества в вас совпадают, и что-то занесло вас в Одзонг, можете быть практически уверены, что идеалисты вами заинтересуются и вскоре при желании вы сможете стать членом их организации. Делать особенно ничего не нужно будет - просто ходить на их вечера и обсуждать с ними философию. Впрочем, и благ никаких от членства тоже не воспоследует, разве что Опин может немного помочь вам деньгами. Естественно, большинство членов ордена по происхождению из третьего сословия или дворянства, хотя хватает среди них и духовных лиц (в основном принадлежащих к культу Богини, так что женщины в орден тоже принимаются).

 

Глава общества в Одзонге

Нирора Диран, называемый учениками Опин. Младший брат Ийюмиде Дирана, главы влиятельного одзонгского семейства Диранов. Опин совершенно не похож на своего старшего брата: он дистанцируется от политики, демонстративно не стремится к власти и вообще редко выходит в свет, предпочитая уединение в загородном особняке. Но несмотря на все это он - Диран, а значит астрономически богат и чрезвычайно влиятелен. В сочетании с недюжинным умом это сделало бы его очень опасным человеком, если бы он не сконцентрировал почти все свои силы на оккультных штудиях и наблюдении за человеческой психологией. Опин - фигура, восходящая не столько к Марсилио Фичино (хотя именно он стоял за созданием Академии Диранов), сколько к шекспировскому Просперо или фаулзовскому Кончису: экспериментатор, с доброжелательным интересом препарирующий мотивации людей.

 

Локация

Главное место сбора идеалистов - особняк Опина на Тыквенном мысе недалеко от Ям-Биры. В обиходе его называют просто “Тыквенный мыс”. Это большой дом и огромный парк, которому искусственно придается вид заброшенности. Заполненный садовыми лабиринтами, гротами, в которых устраивают театры теней, и подземными ходами (разумеется не старыми, а вырытыми специально по приказу Нироры Дирана), он представляет собой отличное место для встреч любых тайных обществ. Кстати, там иногда устраивают свои собрания и корабелы, потому что Опин - член ложи, хотя и не придает этому большого значения. В целом в “Тыквенном мысе” все устроенно так, чтоб посетитель перестал отличать реальность от вымысла и почувствовал себя в центре мистерии, которую устраивает вокруг него хозяин усадьбы.

 

Дополнительный навык

Демонология (3 или 4)

В Лавикандии демоны появляются только во время междуцарствий, а вот в варварских странах - регулярно и постоянно. И хотя все равно их ничтожно мало, хотя 99% населения никогда с ними не сталкивалось, среди варваров нашлись те, кто понял, что демон - бесценный источник информации. Поскольку демоны Земли и воды как правило не опасны (или опасны только какой-то конкретной группе лиц), то ничто не мешает вступить с ними в беседу. Пусть демоны и не осознают времени, будучи полностью сосредоточены на своей задаче и странном дискретном существовании, их можно контролировать и принуждать к ответу на вопросы. Именно это и позволяет делать навык “Демонология”: контролировать демона так, чтоб он никому не причинил вреда, заставить его отвечать на вопросы и изгнать в случае опасности.

Стоимость: 3 (для всех, кроме крестьян; для крестьян - 4) (Требуется Общественная философия не ниже 5 и Толкование Книги пророчеств не ниже 4)

 

Бедный Магон

Идеи общества

Это общество изначально, видимо, наследовало некоторым фракциям Войны шести ангелов - тем, кто когда-то поднимал трущобный бунт. Однако перенос недобитых конспираторов на сельскую почву способствовал полному замещению идей. “Бедный Магон” и сейчас сохраняет утопические эгалитарные идеи, однако ближе к земле они сводятся к примитивному крестьянскому коммунизму: “Нет Царя и нет Богини, Князя заживо убьем, податей платить не будем, во солдаты не пойдем”.

Интереснее, однако, то, что за прошедшие годы общество чем дальше, тем больше обретало лудалибскую национальную окраску - видимо, под впечатлением от событий в Тейне и Северном Амре, но и с расширением братства на юг. Пока что они там дошли до того, что Лудалиб и Одзонг есть земля единая, нуждающаяся в объединении, однако спорят, что было бы лучше - или присоединить Одзонг к Амру, или присоединить провинцию к Одзонгу, сделав из княжества Лудалибское королевство. На точку зрения каждого отдельного старосты по этому поводу влияют как его религиозность, так и отношение к Царству. Забавно, что старосты из Одзонга скорее проамрийские, а вот те, что из Лудалиба, предпочитают Княжество. Само общество в целом от религиозных споров традиционно воздерживается.

Живет и работает общество сугубо на селе, организованно в группы от пяти до пятнадцати “косарей” под руководством “пастуха” по месту жительства, районные же руководители, “старосты”, встречаются на ярмарках дважды в год. В практике “Бедный Магон” совмещает обычные для сельского общества функции мужского союза и кассы взаимопомощи с накоплением оружия и внесудебными расправами в пользу общины в целом. Возможно, когда-нибудь и дозреют до восстания, если дела у амрийцев пойдут особенно плохо.

 

Социальный состав

Разумеется, все члены общества - одзонгцы либо жители амрийского Лудалиба. Почти поголовно это крестьяне, притом чаще всего крестьяне бедные. Из Ям-Биры Эгунгун их внимательно вычищает, не давая закрепиться среди городской бедноты. Образованных людей там считанные единицы, в основном агрономы и сельские врачи.

Чтобы войти в ряды косарей, необходимы три вещи: свободный лудалибский, рекомендация от одного “пастуха” и клятва посещать собрания. Пастух, помимо того, чтобы привлечь минимум десяток косарей, уже должен знать грамоту и владеть оружием, плюс вносить небольшие деньги за своих подопечных. Ну а староста выбирается исключительно кооптацией прочими восемью старостами в случае внезапной убыли.

В принципе, “Бедный Магон”, как стабилизирующая институция, пользуется у селян широкой поддержкой и могло бы в случае необходимости серьезно разрастись.

 

Глава общества в Одзонге

Руководство “Бедным Магоном” старосты осуществляют коллегиально, однако на данный момент старейший из их числа, Сусныйос Афе, живет в Одзонге. Этот старый, уже 86 лет, господин держит мельницу в деревеньке Энугу, в двух днях пути на юг от Ям-Биры, и всем известен как хваткий, оборотистый мельник. Вот только все мужское население Энугу - косари.

 

Локация

Как уже упоминалось, в Ям-Бире на магоновцев серьезно охотится Эгунгун, но пара контактов у них есть, хотя выйти на них очень непросто. Наименее законспирирована таверна “Медоед” в Амритянском гетто - там просто никто особенно не ищет. “Медоед” - забегаловка куда ниже среднего, там темно и постоянно нет комнат (для тех, кто без письма от старосты), но там сносно кормят. Вот только меню отчего-то именно на лудалибском...

 

Дополнительный навык

Удавка (1 или 2)

Оружие тихого, скромного человека, которому ни к чему лишний шум. Просто пояс, просто шнурок в волосах, просто цветная ленточка на запястье, такая простая, что и не видно. А что амриец у скромного лудалибца не видит, того и нет. И амрийца не будет. (Убийство с использованием удавки требует, конечно, удачной обстановки, но с 4 очков вообще не производит шума, с 6 - позволяет не убить жертву, а очень надолго отключить ее, а с 8 - не оставляет на шее жертвы видимых следов, для чего требуется румель - специальный шарф, который, впрочем, можно найти у любого лудалибского портного).

Стоимость: 1 (для членов Бедного Магона любого ранга, для остальных 2).

Клуб адского вихря

Идеи общества

В Фантаврии в последнее время очень популярна стала идея клубов, в которых йонкеры могут собираться и беседовать - прежде всего о политике, но, конечно, не только о ней. Почти каждый йонкер империи состоит или по крайней мере хотел бы состоять в одном из таких клубов. Есть они, конечно, и в Ям-Бире, причем сразу два, собирающиеся в популярных трактирах: “Жирный каплун”, поддерживающий Кавелеров, и “Три форели”, поддерживающий Риторов. Но это клубы открытые, всем известные и не имеющие ни необходимости, ни желания скрывать свое существование.

Но есть один йонкерский клуб, который хотя и достаточно известен в аристократических кругах, но усиленно изображает тайное общество, гиперболизируя и высмеивая поведение корабелов и религиозные традиции. Это Клуб адского вихря, названный так в честь образов ада из амритянской Книги пророчеств. По сути это такой же точно йонкерский клуб, созданный, правда, больше для развлечений, чем для серьезных дискуссий. Его члены раз в месяц собираются вместе, чтоб как следует покутить, выпить хороших вин, развлечься с девицами легкого поведения (как и во всех йонкерских клубах членами могут быть только мужчины) и разыграть шутовскую пародию на религиозные ритуалы. В последнем и заключается философская идея клуба: это собрание атеистов (или во всяком случае деистов), антиклерикалов и вообще людей, считающих, что религия только вредит, являясь при этом не более, чем сказкой для простонародья.

Кто-то может заметить, что будь члены клуба полностью уверены в своем атеизме, они не нуждались бы в пародиях на богослужения. Это и так, и не так. Конечно, многие из йонкеров-членов не могут до конца уйти от религиозных чувств в силу воспитания. Но есть среди них и те, кто уже очень далек от религии, а шутовские мессы воспринимает скорее как развлечение и театрализованное представление.

Несмотря на достаточно невинный характер клуба, хотя бы для вида его члены должны скрываться: атеизм остается запрещенным во всех странах варварского мира, кроме республики Тейн. В то же время, конечно, большинство аристократов Ям-Биры отлично знает о существовании клуба, но не будет распространяться об этом при посторонних.

 

Социальный состав

Уже из понятия “йонкерский клуб” ясно, что членами его могут быть только люди с хорошим образованием и высокой культурой. В клубе же адского ветра требования еще более высокие - хотя йонкером считается и образованный человек из третьего сословия, и духовное лицо (при соответствующем поведении), в этот клуб возьмут только аристократа, причем аристократа по происхождению. Выслужившиеся чиновники и офицеры, получившие личное или даже потомственное дворянство тут считаются людьми неподходящими. Изначально в Клубе адского ветра в Ям-Бире состояли только фантаврцы, но сейчас, спустя семь лет после его открытия, в него все чаще вступают и дворяне из других стран. Впрочем, число членов очень невелико - всего 30 человек.

 

Глава общества в Одзонге

Йозеф Жердинка, барон Венованый лес. Как можно понять из имени, по происхождению он вовсе не фантаврец, а краведжиец, хотя фантаврским владеет абсолютно свободно и много лет прожил в империи, занимаясь живописью. В обществе он и известен прежде всего как аристократ-художник и, надо сказать, художник он действительно неплохой. (Рисует он для удовольствия, потому что достаточно богат, чтоб не думать о низменных материях). Но больше всего он любит не рисовать, а фраппировать общество: с него сталось, например, одеться цаядом на маскарад в доме фантаврского посла.

 

Локация

Некогда этот загородный особняк принадлежал разорившемуся местному аристократу, но был выкуплен Жердинкой и полностью перестроен по самой последней моде, напоминающей стиль рококо. Для жизни он не очень предназначен - так, скажем, так практически нет помещений для слуг. Но вполне подходит для того, чтоб три десятка скучающих аристократов и вдвое больше девиц, музыкантов и лакеев раз в месяц могли устроить там вечеринку в сутки длиной.

 

Дополнительный навык

Поскольку Клуб адского вихря - это способ развлечься, а не изменить мир, то никаких особых навыков у его членов, конечно, нет. Сами они, однако, отличаются навыком убедительно врать о самых невероятных своих специальных навыках.