8 списков от четырех авторов

Вместо того, чтобы писать новый четверговый текст, мы решили вспомнить те тексты (и не только) других авторов, которые кажутся нам полезными и интересными для игры по Лавикандии.
Фильмы. книги, сериалы, аниме, мультфильмы - все разом. Каждый из четырех авторов нашего проекта набросал пару списков. Может, они окажутся кому-то полезными.

8 книг, которые я стала бы перечитывать, если бы хотела лучше вжиться в тот или иной Дом, от Анастасии Шевелевой


1. Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы - Худды
Помимо того, что большая часть героев Достоевского - худды, с точностью до мельчайших деталей, Братья Карамазовы еще хорошо показывают достаточно нормативную худдскую семью. Трое братьев (в Лавикандии Дмитрий и Иван были бы двойней, с разницей по старшинству минуты в две), из которых один выбрал военную карьеру, другой стал чем-то средним между чиновником и разночинцем, а третий ударился в мистический вариант лаврикианства.

2. Л.Н. Толстой. Война и мир - Брэ
Чтобы как следует играть брэ, вам надо понимать, что Наташа Ростова, “испуганная и счастливая девочка” у которой “...плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки” и еще “тонкий, подвижный, трепещущий стан”, так вот, что она ростом два с половиной метра и весит около двух центнеров, что не мешает Брэ-Болконскому находить ее хрупкой и миниатюрной.

3. Э. Хемингуэй. Фиеста - Фели
Потому что все персонажи - фели, и потому что это лучшая иллюстрация мысли, что свобода, любовь и веселье совсем не обязательно означают счастье.

4. У. Шекспир. Ромео и Джульетта (и другие трагедии) - Кафа
Чтобы понимать, что происходит у кафа в голове на самом деле, и...

5. Сказки Тысячи и одной ночи - Кафа
чтобы понимать, как им хочется, чтобы все это видели.

6. Р. Л. Стивенсон. Остров сокровищ - Катарир
Конечно, на фоне остальных книг эта кажется не вполне серьезной, но каждый катарир в душе немного Джим. Или, по крайней мере, капитан Смоллет.

7. Н.С. Лесков. Очарованный странник - Гегра
Главный герой, как ни странно, достаточно типический гегра. При этом совершенно не милый и не трогательный, а такой, какими гегра и видят сами себя.

8. Г.Г. Маркес. Сто лет одиночества - Лока
“К концу первой недели убили и зажарили оленя, но съели только половину, а остальное мясо засолили впрок. Надо было по возможности отдалить тот день, когда придется есть синее мясо попугаев-гуакамайо, бьющее в нос мускусом. Затем более десяти дней они не видели солнца. Почва сделалась влажной и мягкой, как вулканический пепел; заросли становились одним сплошным коварством, в их гуще глохли крики птиц и визгливая болтовня обезьян, мир навсегда погружался в печаль”.

6 сериалов о том, как лавикандцы говорят и думают, от Алисы Касиляускайте


1. Newsroom - не важно, какого они дома, важно как они здорово строят диалоги

2. Downton Abbey - про худдские семьи и их последствия

3. House M.D. - один сумасшедший ученый лее, которому слишком много разрешают

4. True Detective - эталон детективного модуля. особенно в том, как герои все время обсуждают что угодно, но не дело.

5. Californication - одна из самых точных отображений как фели живут внутри Священного института. Про то, как они думают, веселятся, дружат, любят, надираются и проч.

6. Shameless - еще одно лавикандское гетто. На этот раз про неблагополучные кафские хутуны.

5 фильмов о том, чего не должно быть в модуле, от Константина Михайлова


1. Inside man / Не пойман не вор, Спайк Ли
О том, что не должно быть проходных персонажей. У каждого второстепенного NPC должен быть характер, даже если вы выдумаете его в ту секунду, когда он впервые будет упомянут. (А именно так вы и будете делать). Неважно, кто это: один из 50 заложников в банке, один из сотни копов в оцеплении или персонаж, которого мы увидим только спящим. Они все не проходные; они главные герои - просто мы смотрим фильм не про них.

2. The Empire Strikes Back / Империя наносит ответный удар, Ирвин Кершнер
О том, что не должно быть проходных модулей. И проходных сессий. Если вы собираетесь провести модуль просто, чтоб забить чем-то сюжетную пустоту между двумя важными модулями, лучше сыграйте в “Эволюцию” или покер. Даже соединяющая важные события сессия или небольшой модуль, объединяющий эпические события большой истории, должны нести собственную смысловую нагрузку. В сущности, в The Empire Strikes Back не происходит ничего, кроме завязок сюжета для шестого эпизода и соединительных сцен между четвертым и шестым. Но снято это так, что многие (я, например) считают этот эпизод лучшем во всей саге.

3. Pulp Fiction / Криминальное чтиво, Квентин Тарантино
О том, что не должно быть проходных диалогов. Неважно, идет ли речь о бургерах, боге, часах или молочном коктейле за 5 долларов, любой диалог будет блестящим и что-то даст для психологической характеристики персонажей. Или хотя бы будет блестящим. Экспромтом говорить так же здорово, как персонажи Тарантино, конечно, невозможно. Но к этому можно стремиться. И если вы продумываете важную сцену с диалогом, подумайте над репликами и интонациями заранее. (Ну если, конечно, вы не из тех, кто предпочитает бросить кубик).

4. Blade Runner / Бегущий по лезвию, Ридли Скотт
О том, что не должно быть случайных символов. Это типа чеховского ружья на стене, но у Скотта оно шестиствольное. При этом в вашем модуле будет масса не сыгравших деталей (они придают ту самую избыточность, а значит и реалистичность вашему миру, тут не надо скупиться). Но если на какой-то детали вы заостряете внимание, то пусть она станет символом. Как оригами в “Бегущем по лезвию” или апельсины в “Крестном отце”.

5. Blow-up / Фотоувеличение, Микеланджело Антониони
О том, что не должн быть проходных описаний. Начинающие мастера (например, я, когда начинал) любят делать описания местности просто описанием местности,. Но это плохая идея: чтоб сделать просто хорошее описание нужно быть Тургеневым. Поэтому описание должно быть эмоционально насыщенным. В Фотоувеличении вид парка - страшный, кадр с магазином - напрягает, процесс видеосъемки без единого произнесенного слова оставляет впечатление изнасилования. Описывать нужно так: подлаживая описание под психику героев (и игроков, конечно), наполняя описание переживаниями. Может и нет, но мне так кажется.

7 фильмов о мистике домов империи от Сергея Вейса


1. Худд: Лестница Иакова / Jacob's Ladder, Эдриан Лайн
Жизнь верующего худда - это настолько же логические изыскания, насколько и чувственные переживания. Вот только чувства, которыми живет наш религиозный худд - это прежде всего ощущение правильности пути, вина за ошибки на нем и потребность в искуплении этой вины. Именно такой духовный путь и проделывает персонаж здесь - на очень простых, но очень богатых иллюстрациях.

2. Брэ: Загнанный / Hunted (2003), Уильям Фридкин
Этот фильм сейчас немногие помнят. Ему и впрямь не хватает драматургии или, если на то пошло, режиссуры боев, однако к нашей теме он имеет прямое отношение. И сошедшего с ума от ПТСР солдата - амок не просто боевая ярость, господа - и его учителя, посланного за ним в леса Восточного побережья, сопровождает полный антураж брэ. Дети, которых ты учишь лесу; лес, в котором ты когда-то принял выучку, а теперь доверяешь себя ему целиком; клинок, который ты некогда получил и больше ничем и никогда не убивал. И поединок с безгранично уважаемым тобой человеком как способ хорошо уйти в покой.

3. Фели: Остров проклятых / Shutter Island, Мартин Скорсезе
Мистика для ученого из Священного института - очень сложная вещь. Когда ты можешь заставить метлы танцевать, а души - говорить, ты быстро отказываешься от чудес. Ты можешь объяснить каждое из них. И единственный неприятный вопрос во всем этом деле - кто такой объясняющий и имеет ли его логика какой либо смысл вне его самого? Мыслительные парадоксы в любой момент могут обрушить по-настоящему высокоорганизованный разум, и этот фильм отведет вас туда, где эти дороги кончаются. В Серпентарий.

4. Кафа: Generation П, Виктор Гинзбург
Можно подумать, что кафа не знают романтики, что ветротекучее их житие чуждо всего горнего, что они не поклоняются, по большому счету, ничему, кроме денег. Вот только золото в кафском кошельке - такой же духовный объект, как меч брэ, а бухгалтерские книги священны. “Мир - это место, где бизнес встречает деньги”.

5. Катарир: Последняя волна / The Last Wave, Питер Уир
Собственно, главный герой там, конечно, худд. Но вот окружающий его мир - это Океан. Аборигены-духи там - идеализированные катарир, подчинившие жизнь традиции, как плаванье курсу на карте. Древние глухие легенды о том, что приходит из мест, которые мы не знаем, и иногда приходит в нас. И Океан, совершенно непредсказуемый и совершенно незыблемый. Ожидающий минутного каприза, чтобы забрать все свое - вне зависимости от мнения всех, но предупреждая катарир.

6. Гегра: Плетеный Человек / Wicker Man (обязательно 1973 г.!), Робин Харди
Может сложится впечатление, что сельские гегра безобидны, тихи и предельно приземлены. Все это правда. Говорят также, что Культы Земли строго законспирированы, чрезвычайно стары и вполне могут забрать вашу жизнь. Все это тоже правда. Говорят также, что они пугающе мрачны, кровавы и мистерии их творятся под покровом ночи. А вот это - неправда. Ваша смерть у майского шеста, в конце концов, всего только часть жизненного круга.

7. Лока: Воображариум доктора Парнаса / The Imaginarium of Doctor Parnassus, Тэрри Гиллиам
Запутанная в сновидениях история о лока (логика, дисциплина ума, гениальность), отказавшемся от всего ради смутных чувств. О том, что в каждом лока есть одновременно доктор Парнас и мистер Ник, о том, что жизнь лока - это история любви, и о том, что все сновидения и предсказания лгут, пока ты не определяешь их судьбу. (А не они - твою).

12 диснеевских и пиксаровских мультфильмов про дома империи от Анастасии Шевелевой


Чуть менее серьезный список, для тех, кто, как и я, больше всего любит смотреть диснеевские и пиксаровские мультики:

1. Худды: The Lion King / Король лев - гамлетовский сюжет, всепоглощающий образ отца и куча комплексов, связанных с тем, что соответствовать требованиям этой фигуры невозможно. В конце герой отказывается от выбранной собственным умом безмятежной жизни и принимает на себя весь груз обязательств перед родом. Хеппи-энд.

2. Худды: Mulan / Мулан - молодая дочь худдского офицера в отставке притворяется мужчиной (в Лавикандии ей пришлось бы носить еще и амулет, меняющий запахи), чтобы отправиться в армию и спасти своего отца от неизбежной гибели в пехотной атаке. Если бы ей больше рассказывали об устройстве армии, она бы знала, что ее отца собирались посадить на мелкую командную или административную должность при штабе. Император в это время был, видимо, фели. Или кто-то из династии Хэнхэй.

3. Фели: Tarzan / Тарзан - про исследователей-лее. Они, правда, обычно не заводят романов с изучаемыми образцами.

4. Фели: Frozen / Холодное сердце - что случится, если мага боевого круга не отправить вовремя в специальную школу.

5. Брэ: Hercules / Геркулес - молодой брэ, почему-то выращенный гегра, пытается найти свое место в жизни.

6. Брэ: The Little Mermaid / Русалочка - младшая дочь влиятельного феодала сбегает с возлюбленным, жертвуя всем, что давало ей ее положение. Много масштабной магии и убийство гигантского монстра корабельным носом - все, как любят брэ. На счастье, возлюбленный и сам оказывается феодалом, да еще каким!

7. Гегра: Robin Hood / Робин Гуд - молодой гегра сбегает в леса, чтобы не платить налогов оборзевшему брату своего феодала (феодал в плену у Южан). Вместе с присоединившейся к нему ватагой односельчан и мекрарианским монахом-бийу задает жару местным брэ и худдам, пока феодала Цуо не выкупают из плена, и жизнь не возвращается на круги своя.

8. Гегра: Pocahontas / Покахонтас - молодая инициативная дочка старосты деревни восстает против гнета многовековых традиций, но в конце понимает, что она нужна родной деревне и не может оставить ее на произвол судьбы.

9. Кафа: Ratatouille / Рататуй - про кафа, пытающегося выбраться из места, отведенного для него социумом.

10. Кафа: Aladdin / Аладдин - романтизированная версия кафа, преподносимая для внешнего применения. Самим кафа, впрочем, тоже интересно следить за перипетиями любовно-волшебной истории, хотя конечно, про Апоте там все совершенное фуфло.

11. Катарир: Cars / Тачки - молодой катарир, звезда колесничных гонок, узнает ценность узкого дружеского круга и конвенциональной моногамии.

12. Катарир: A Goofy Movie / Каникулы Гуфи - отец везет сына в долгое путешествие, чтобы передать ему мудрость Семьи и подготовить к Посвящению.

5 фильмов из другой эстетики от Сергея Вейса


1. Princess Mononoke (Ghibli) - фильм, строго обязательный юному найзару. Чтобы понять, почему он нас не любит - и почему он любит все прочее.

2. Jin-Roh (Production I. G.) - фильм о том, как политику видят брэ. Глупо думать, что для брэ неактуальны идеологические концепции, борьба ведомств или внутренние интриги. Но в конце, когда все обнажается до ядра - остается твой полк и твой меч.

3. Planetes (Sunrise) - сериал о том, чем и как живут лее. До того, как находят то свое, чем и знамениты, и после.

4. Haibane Renmei (Radix) - сериал о лаврикианском раю. Наверное. Сами мы туда не попадем.

5. FLCL (Gainax) - и немного о “Порохе и хлебе” под завязку. Вот так, дорогие товарищи, выглядит маленький провинциальный городок, если забредет туда человек с Катализацией от 10. А может быть, такова Лаймарра.

5 книг для тех, кто делает модули, от Константина Михайлова


Список про то, что, как мне кажется, помогает делать модули вообще и по Лавикандии - в частности. Скажем так: любые модули, где в центре не приключение, а переживание. То есть, например, любой детектив.

1. Лев Толстой, “Анна Каренина”
Универсальный учитель психологии. Все, что необходимо знать про человеческие отношения. Нормальная жизнь, показанная с микроскопической точностью. Полезней этого для мастера - только пережить все, что переживают герои “Анны Карениной”. Но не стоит. Альтернативный текст с теми же качествами - “Тихий Дон” Шолохова.

2. Генрих Белль, “Бильярд в половине десятого”
Безграничное количество достоинств, из которых для мастера главное - умение Белля построить внутренние связи в тексте. Так, что когда мы слышим слова “хочуружье” или “сыр с перцем” у нас нет сомнений, о каком персонаже идет речь. Умение наполнить бытовую речь вторым смыслом, а рассказ - лейтмотивы. Альтернативный текст с этими же качествами - “Дар” Набокова.

3. Дэн Симмонс, “Гиперион”
Вообще я считаю, что мастерам вредно читать фантастику, она выхолащивает собственные идеи. Но иногда можно. “Гиперион” в это списке потому, что это блестящий пример вымышленного мира, наполненного самостоятельным рядом символов (которые мы принимаем и начинаем воспринимать выдуманные культурные аллюзии как реальные); и потому, что это мир избыточный, наполненный бесполезными деталями. Мир ролевой игры должен быть именно таким. Альтернативный текст - цикл романов о Мире Полудня АБС.

4. Артур Конан Дойл, цикл рассказов и романов о Шерлоке Холмсе
Здесь не потому, что все любят Ватсона (и я люблю), а потому, что в рассказах о Холмсе гениально описываются персонажи - отдельными деталями. Дедуктивный метод Холмса помимо демонстрации способностей сыщика нужен еще и за тем, что это прекрасная возможность описать читателю нового героя так, чтоб читатель от этого описания не мог оторваться. Мастеру эта возможность необходима. Желание моих игроков часто бросать “Определение биографии по виду” спасло меня от десятков нудных описаний. Альтернативный текст - рассказы Чехова, где герои описываются парой деталей - но их вполне хватает.

5. Умберто Эко, “Маятник Фуко”
Штука во всех отношениях примечательная (например - изумительный роман-биография), но для мастера важнее другое: умение выстроить захватывающий сюжет на уровне лучших детективов. Так, что читатель влипает в текст и вместе с сюжетом съедает всю остальную, гораздо более сложную и тонкую нагрузку. Для мастера это тоже незаменимый навык. Модуль не даст возможность философствовать (как правило) и высказывать ваши мысли об отвлеченных категориях. Но если вы выстроите вокруг них захватывающий сюжет, это пойдет на пользу и сюжету, и мыслям. Альтернативный текст - классический нуарный детектив Чандлера “Глубокий сон” (или его совершенно не похожая на оригинал, но потрясающая экранизация - “Большой Лебовски” Коэнов).

7 фильмов и 3 книги о том, как лавикандцы думают и ведут себя, от Алисы Касиляускайте


Фильмы:

1. Битва у Красной скалы / 赤壁, Джон Ву - чтобы узнать, как лавикандцы ведут войны между собой

2. День радио (спектакль), Квартет И - про то, как фели ведут себя в профессиональной обстановке

3. Не пойман - не вор / Inside Man, Спайк Ли - про то, что брэ могут быть не только военными

4. Прерванная жизнь / Girl, Interrupted, Джеймс Мэнголд - про то, как мыслят маги закатного круга

5. Последний самурай / The Last Samurai, Эдвард Цвик - про то, как ведут себя и думают брэ

6. Элизабеттаун / Elizabethtown, Кэмерон Кроу - про то, как сочетаются худдский мальчик и провинция

7. Бенни и Джун / Benny & Joon, Джеремайя Чечик - если нужен хороший типаж настоящего мага дневного круга

Книги:

1. "Френни и Зуи" Джерома Сэлинджера - про то, как фели разговаривают между собой

2. “Сиреневый лес” Леты Югай - про то, как видят мир гегра

3. “Двадцать четыре часа из жизни женщины” Стефана Цвейга - о худдских старушках замолвите слово