Индекс

Ниже мы описали несколько примеров запрещенных в империи книг. Но прежде, чем вы приступите к чтению этого списка, мы хотим напомнить еще один момент. В империи существует, в общем, три категории запрещенных книг.

Первая — это книги, не прошедшие цензуру. Формально они запрещены, но на практике сплошь и рядом издаются в фелийских типографиях и продаются в фелийских магазинах. Держать из дома не запрещено, и повредить обладание ими может разве что государственному чиновнику невысокого ранга или солдату/младшему офицеру, у которого такую книгу найдут. Во всех прочих случаях власти, в общем, закрывают на такого рода книги глаза.

Вторая — это собственно те книги, которые описаны ниже. Они запрещены специальными судебными решениями. Хранение их является хотя и не чрезвычайным, но все-таки преступлением, и карается по меньшей мере плетями (и изъятием книг, само собой). Чиновник или военный, у которого найдут такую литературу, почти гарантированно потеряет работу. Печать и распространение такой литературы — серьезное преступление. Тем не менее такие книги хранятся в имперских библиотеках и при определенном уровне допуска могут быть выданы читателю. Как правило право на их чтение получают чиновники от V старшего ранга. В некоторых случаях (например, при выдаче инквизиторам запрещенной еретической литературы) степень допуска может быть и понижена.

Третья категория — книги, запрещенные предельно строго. Собственно, в таких случаях речь идет как правило не столько о книге, сколько о содержащейся в ней информации, поэтому носитель соответствующих сведений с большой вероятностью может быть казнен, помещен в длительное заключение или отправлен в бессрочную ссылку; сама книга будет либо помещена в специальные хранилища, либо сожжена. Хранилищ с такими книгами в империи немного, и как правило они тематические (т. е. Строго запрещенные религиозные труды хранятся в библиотеках членов Совета девяти; военные — в Генеральном штабе и т. п.) В списке ниже такие книги мы не рассматриваем.

Политическая литература

1. "Политические и социальные проблемы 348-354 годов IV династии Худдов", До-ри-Гунь

Очень основательная и серьезно фундированная научная работа, полная ссылок и свидетельств. Написана была в конце 350-х годов достаточно известным в своих кругах лее-историком До-ги-Рунем. В общем оба тома книги посвящены событиям, предшествовавшим последнему Междуцарствию, самому Междуцарствию и его ближайшим последствиям. Значительная часть работы основана на документах и свидетельствах очевидцев и, в общем, самое большее, что грозило бы книжки при иных обстоятельствах — обвинение в нелояьности и цензурный запрет. Однако До-ги-Рунь был приверженцем теории, что император Лавик III не сын Лавренция II, а внук Лавика II от одного из незаконнорожденных сыновей. Открытое высказывание этой позиции, в общем, приравнивается к измене, но самого ги-Руня никто преследовать не стал. А вот книжка оказалась достаточно строго запрещена. Тем не менее она достаточно легко доступна как в хранилищах серьезных имперских библиотек, так и в большинстве фелийских научных центров. Помимо своих крамольных пассажей (которых в действительности не так уж много) она была и остается одной из лучших работ по истории Худдского Междуцарствия.

2. "Размышления о Регентстве", Вэй-юй-Кан

Довольно обширный том, написанный в суровой тайне неким худдом, мелким столоначальником, полагавшим себя историком, в мрачные времена Лавренция II. В общем-то, довольно интересный образец редкой, очень редкой политической идеи: в книге проповедуется всемерное ограничение власти Императора, упразднение Гвардии, вообще, перераспределение власти в пользу "просвещенного чиновничества", понятно, худдского. Особа императора, конечно, священна, но во избежание ужасов упоения властью роль его должна быть ограничена ритуалами и воспроизведением династии. Осторожно высказывается идея о выборе Императора из имеющихся членов династии волей высшего чиновничества.

Сам автор успел опубликовать свою книжку (за деньги кафа вообще что угодно напечатают) и тайно ее распространить, но потом был казнен по совсем другому делу. Книгу запретили уже при Лавике, сопроводив распоряжение о запрете едкой статьей коллектива придворных историографов, на исторических примерах доказывающих, что Небо такого дела не одобрит.

3. "Принципы и стратагемы южных войн", Ма-ри-Чань

Книга, которая еще год назад совершенно свободно выдавалась в любой специализированной военной библиотеке, но была запрещена к хранению и распространению в начале весны 452 года IV Худдов. Дело не в том, что в книге нашли что-то крамольное, и не в том, что она как-то утратила свое значение. Ровно наоброт: она считается лучшим существующим пособием по войне на Южных равнинах. Основана была на опыте последней Южной кампании. В связи с началом новой войны на Юге, работа Чаня оказалась засекречена так же, как и масса других книг по южному конфликту.

Проблема однако в том, что масса экземпляров этой книги находится на руках у военных, историков, любителей и интересующихся. Компромиссное решение было найдено: кадровые военные и профессиональные историки сохранили право хранить книгу у себя дома, но не имеют права передавать ее кому-либо. Все прочие до конца лета 452 года обязаны сдать книгу в ближайшее отделение Ведомства дворцов, за что получат фиксированное возмещение в 5 фунов. (Реальная рыночная стоимость книги, конечно, выше, но такова стандартная такса).

Художественная литература

1. "Образцы людей", Таби-джей-Ири

Магистр джей-Ири - довольно известный и весьма титулованный ботаник-фели времен Религиозных войн. Он написал очень много интересного, в частности, о систематизации растительного мира Западного Морора, и эти его книги до сих пор в программе. «Образцы людей» он написал под самый закат жизни - но описываемые события относятся к его молодости. Еще аспирантом молодой Таби принял участие в великом "Походе за образцами", пройдя раздираемую войной метрополию из конца в конец - и много чего повидал. Мемуары про тот поход написали едва ли не все его участники, но Ири - позже всех.

К старости магистр стал очень знающим и очень искренним мекрарианцем - собственно, умер он уже в монастыре. Через призму идей своей веры он и рассмотрел свою молодость - благо память у него была очень и очень. Рассмотрел, описал и пришел к очень простому выводу: что в войне виноваты вообще все. Не исключая императора, религиозную элиту и всех прочих. С его точки зрения всю страну обуял достойный брэ амок, и он сам, образованный фелийский юноша, был ничуть не лучше Почтенного Брата, жгущего книги просто потому, что не умеет прочитать большинство иероглифов в них.

Пуситы, плямситы, мекрарианцы Большого Канала, кататоническая армия и далекий старый император - все они - взбесившийся, кошмарный сон Рара, великолепным языком описанный в воспоминаниях джей-Ири и немедленно запрещенный властями.

2. "Зеленый особняк", Мао-бин-Дору

Отличный в своем роде образчик сатиры времен третьей династии брэ. По большому счету эта книга находится в списке строго воспрещенных исключительно в силу истории. Когда-то она попала туда из-за того, что под видом главного отрицательного персонажа в ней был выведен цзяйсян (т. е. первый советник императора) По, весьма одиозная фигура царствования Алера II и Алера III. Сейчас, ясное дело, это уже не имеет никакого значения, но империя — медленный мир, и списки запрещенной литературы не обновлялись почти никогда.

3. "Истинное внутреннее единство Империи в поучительных примерах". Авторы анонимны, и это им здорово повезло.

За благообразным заглавием скрывается, возможно, наиболее жуткая штука, порожденная фелийской книготорговлей. Это сборник коротких повестей, явно разных авторов, объединенный одной несколько пугающей лавикандцев темой. Проще говоря, книжка посвящена междомовому сексу.

Строго гетеросексуальному, но с точки зрения лавикандской морали уж лучше бы он был гомосексуальным. Большинство населения империи особо не задумывается даже, возможно ли это - разве что кто-то наткнется на историю несчастной любви Тина II. Тут же неизвестные, но чрезмерно проказливые авторы перебрали все возможные комбинации. Притом в наиболее стереотипных социальных раскладках.

Разумеется, большинство описанного - ненаучная фантастика, в частности, сюжетец о заскучавшей жене феодала и не в меру услужливом дворецком и вовсе тянет на анекдот, а от повести о черном фели-охотнике за головами и юной худдской девице из Белой Кости, предающей в его интересах собственного отца, за сто ли веет подростковым демонизмом.

Но есть подозрение, что некоторые вещи - и прежде всего довольно талантливо и не без романтики написанная история врача из синской Лысой больницы - все же аутентичны.

Целиком книга встречается крайне редко. Именно этим объясняется тот факт, что она не внесена в наиболее строго запрещенные списки. За хранение одной из повестей можно отделаться публичной поркой, но о хорошей работе или приличных знакомых после этого не стоит и мечтать.

Религиозная литература

1. "Избранные письма", То-во-Ро

Еще одна книга, попавшая в число запрещенных совсем недавно: буквально в прошлом, 451, году. То-во-Ро — довольно известный современный писатель-брэ, многие романы которого (прежде всего «История трех семей») уже считаются классическими и проходятся в училищах. Но с возрастом То-во-Ро ударился в богоискательство, и — не покидая формально рамок обязательного для брэ лаврикианства — сильно склонился в сторону если не мекрарианства, то в сторону еретиков-рарианствующих, нередко встречающихся в империи и строго запрещенных. В своих избранных письмах (а он действительно ведет чрезвычайно обширную переписку) То-во-Ро отстаивает именно эти идеалы. И ладно бы он еще просто рассуждал об иллюзорности бытия и сне Рара — слава Ро служит ему хорошим щитом, и в таком случае «Избранные письма» просто не прошли бы цензуру. Но в числе прочего Ро доходит до идеи непротивления злу насилием. Сама по себе эта идея существует в рамках мекрарианства столетия, но изложенная авторитетным брэ она — по мнению властей — может оказать совершенно ненужное влияние на молодежь того же дома. А это и вообще недопустимо, а в военное время — вдвойне. Само собой, самого То-во-Ро никто преследовать не собирается, для этого он слишком известный и слишком почтенный человек. Но книга его попала под серьезный запрет.

2. "Труды и жизнеописания учителя Дзи", автор из круга учеников Дзи

Книга, попавшая в список запрещенной литературы достаточно давно. Правда, в отличие от «Зеленого особняка», запрет этот все еще актуален. «Труды и жизнеописания» - это краткая биография учителя Дзи — одного из крупных вероучителей ереси милосердчества. Несмотря на то, что на данный момент в Империи нет одной «магистральной» линии этой ереси, «Труды и жизнеописания» в равной степени ценятся во всех, даже самых экзотических, ответвлениях милосердческих кружков. Книга представляет собой житие учителя, щедро перемежающееся его беседами с прихожанами и любимыми учениками. Запрещена она, во-первых, потому, что относится к одной из Пяти ересей, а во-вторых, потому, что создает этой ереси отличную рекламу: учитель Дзи по нашим меркам был неплохой человек, добряк и гуманист, любил детей и бесплатно лечил страждущих (он был реальным историческим лицом и действительно являлся врачом, хотя его таланты в книге сильно преувеличены). Тем не менее на старших курсах теологических училищ эта книга широко используется как учебное пособие. Особенно актуальна она в рамках курса ересиологии, так как очень ясно и четко описывает базовые пункты милосердчества, и курса церковной риторики: будущие проповедники учатся опровергать положения ереси, споря с учителем Дзи.

3. "Сутра пробуждающая от сна незнания"

В высшей степени примечательный мекрарианский религиозный текст. Формально считается, что он был создан в рамках школы Красного цветка, но в действительности произошло это позже, да и по идеологии к школе Красного цветка он имеет небольшое отношение. А вот в рамках школы Ки-Ланя текст этот очень популярен. Под запрет он попал, во-первых, из-за первоначальной ложной атрибутации (школа Красного цветка строго запрещена уже много тысячелетий и в наши дни не существует). Во-вторых, из-за обилия в сутре поношений в адрес иных культов: конечно, во времена написания текста лаврикианства еще не существовало, но сейчас соответствующие пассажи рассматриваются именно как антилаврикианские. Последняя причина, наконец, в том, что именно Сутра пробуждающая от сна незнания возводит так называемых Отрешенных в ранг особых существ, которым все дозволено. Именно этот последний пункт заставил Господ истины признать текст сутры вредоносным и сообщить о нем властям.

В то же время это, по всей видимости, самая популярная и часто встречающаяся столь запрещенная книга в империи. Не говоря уже о том, что она имеет широкое хождение в синдикате Кулак, она в принципе достаточно популярна среди кафа и свободно продается на черном рынке. Но в обычной — даже фелийской — книжной лавке ее, конечно, не встретишь.