Поклоны

Наш "главный эксперт по худдам" Ася Anasy Шевелева написала текст о лавикандских поклонах. Особенно уместно для худдов, но пригодится всем.

Поклоны - важный элемент коммуникации в Лавикандии. Дом фели, в котором к любой формальной иерархии относятся спокойно, не различает особых тонкостей - кивок головы, который иногда сопровождается легким наклоном корпуса - значительно упрощенная реплика с худдского церемониального поклона - является такой усредненной версией для "внешнего пользования". Такой поклон можно адресовать любому человеку, чтобы не казаться совершенно невоспитанным. Но в действительности каждый фели решает для себя, когда, кому и как ему кланяться - нормы по этому вопросу не существует.

Другие дома, испытавшие большее влияние худдской ритуалистики, придают поклонам большое значение. То, насколько Ваш персонаж ориентируется во всех тонкостях, зависит от его знания церемониала. Например, гегра, только вчера приехавший из своей деревни, едва ли знает, чем положение рук у груди отличается от положения рук на талии - но даже он сообразит, что младшему мужчине-гегра можно едва раскланяться, феодалу-брэ стоит поклониться в пояс, а уж старухам-гегра он отвешивал земные поклоны и у себя в деревне. Худдский чиновник же знает про поклоны гораздо больше и делает различие даже между наклоном корпуса на 45 и 60 градусов - от таких мелочей часто зависит вся его дальнейшая карьера. Старательно продуманный поклон несет в себе массу информации, которую легко считывает знаток церемониала.

Во всяком поклоне важны три элемента: положение рук, корпуса и головы.

Положение рук - способ что-то сказать о себе: священники держат руки у груди ладонями вместе, чиновники - свободно опущенными вдоль тела, солдаты и чиновники военизированных ведомств - прижимают к груди правую ладонь. Люди, которые занимаются бизнесом или профессиональным трудом, держат руки на животе (например, так кланяются кафа). Пальцы переплетать нельзя, пальцы одной руки полностью убирают под пальцы второй. Локти при этом нельзя сильно выставлять, но и нельзя совсем прижимать к бокам. В идеале должны быть расслабленные руки, отстоящие от боков где-то на три пальца и плотно прижатые к животу.

Степень наклона корпуса отражает иерархическую разницу между кланяющимся и тем, кому отдается поклон. Поэтому, например, императору не кланяются - перед императором встают на колени, потому что никак иначе не выразить ту колоссальную разницу между любым подданным и избранником Неба. Аналогичным образом проситель встает на колени перед судьей во время судебного заседания: в лице судьи в этот момент он как бы кланяется правосудию. Но уже другой сотруденик суда (адвокат, судебный секретарь) на колени вставать не должен, так как, будучи ниже в иерархии, чем судья, тем не менее, также находится на службе у правосудия. В остальном же правила, регулирующие наклон корпуса, достаточно просты: наклон корпуса на 45 градусов - это поклон между равными. Такие поклоны делаются при приветствии, прощании, просто при выражении уважения собеседнику (например, если вы согласны с высказанной им позицией). Если собседник выше вас в иерархии (старше, наделен большим количеством полномочий, и т.д.) - вы кланяетесь чуть ниже, он - чуть меньше. Эта градация может дробиться на бесконечно малые величины, так что описывать ее подробно нет смысла. Вашу чуткость к такого рода вещам определяет ваше знание церемониала.

Существует также ряд ритуализированных жестов: солдат отдает честь, резко прижимая к груди и опуская руку и резко кивая головой. Так он отдает честь любому, вне зависимости от его положения, так как и солдат в данном случае является не персоной, а функцией. Равно и лаврикианский священник благословляет всех одинаково - плавно опуская ладонь, параллельную земле, сверху вниз.

Наконец, движение головы - последний штрих, привнесение личностного акцента в установленный ритуал. Вы можете низко склонить голову при совсем неглубоком поклоне, или, напротив, бросить взгляд исподлобья, кланяясь в пояс, резко наклонить голову или плавно опустить подбородок - все эти (и многие другие) вариации могут быть чрезвычайно выразительны, как и их отсутствие ("классический" поклон предполагает, что вы никак отдельно не склоняете голову, все наклоны идут от корпуса).