Палата пагубных учений: история

Дома: 

Наш сегодняшний текст продолжает рассказ о Палате пагубных учений. Если в прошлый раз мы говорили о ее устройстве и самой идее Пагубных учений, то в этот раз Анастасия Шевелева расскажет немного об истории палаты - тем более что по ней можно проследить самые крупные вехи в истории Лаврикианской церкви, а подчас - и в истории Империи после Пророка.

 

Как и большинство центральных церковных ведомств, палата была создана непосредственно Пророком и изначально состояла из одного отдела - сейчас он называется Первым. Ересями Первый отдел не занимался никогда: на раннем этапе лаврикианства ереси еще не успели возникнуть, а уничтожением худдского язычества занималась регулярная армия. Соответственно никакой Палаты пагубных учений тогда не было - была Палата Спокойствия.
 

Палата спокойствия

Несмотря на то, что с воцарением Лаврика Междуцарствие закончилось, по неясным причинам не все его эффекты полностью пропали. В частности, демоны с территории Империи никуда не делись, и их вполне можно было встретить при большой неудаче. Это дало фели широкое поле для исследований, которым они, разумеется, не преминули воспользоваться. Демонология, в принципе тогда уже полузабытая, начала входить в моду, а исследователей, работающих в этой области, стало довольно много. С точки зрения Пророка, назначенных им чиновников и новой Церкви - чересчур много. По причинам, возможно связанным, а возможно и не связанным с этим чрезвычайно результативно работала и магия Ночного круга, эффективно действовавшая на чиновников высоких рангов (чего обычно, вообще говоря, не случается). После нескольких смертей с очевидным магическим следом было решено, что пора изменить саму тактику борьбы с преступностью.

Именно тогда и появилась палата Спокойствия. Пророк написал соответствующий указ, определил место главы палаты в Совете Девяти и расписал их основные обязанности: 1. контроль и искоренение магических преступлений, 2. поиск и изгнание с территории Империи демонов.

Очевидна, что оба рода деятельности были изрядно опасны, но все же палата переживает быстрый и большой подъем. Именно тогда были придуманы (или заимствованы у старых культов) почти все известные экзорцизмы и практики защиты от магии, ныне почти не использующиеся. Сотрудники палаты активно участвовали в жизни страны, пользовались большой популярностью и даже стали героями кукольных театров, но, в общем, с задачей своей в полной мере не справились: хотя часть демонов была изгнана, а фели несколько умерили свою активность, покой наступил только при воцарении Ва I, основателя династии ини-Тодза.
 

Стагнация и Второй отдел

С воцарением Ва I демоны исчезли и больше до следующего междуцарствия не появлялись.

Первые пару лет палата приписывала их исчезновение своим трудам, и многие были с ней в этом солидарны. Скоро, однако, стало понятно, что, кто бы не выгнал демонов, заниматься следователям палаты стало нечем. Остались только магические преступления, но, во-первых, они не были так уж часты, и, во-вторых, Священный институт не питал большого желания впускать посторонних в свои стены или на земли Заповедных лесов. Некоторое разнообразие в рутину службы привнесла затеянная при Ва I борьба со старыми культами брэ, но Хозяева боли быстро дали понять, что с в сторонней помощи не нуждаются.

Застой продолжался в течении пары сотен лет. Палата все больше бюрократизировалась, превращаясь в одно из ведомств Империи - только с церковным уклоном. По большому счету на протяжении долгого времени ее сотрудники в основном занимались разработкой новых религиозных и противомагических законов или экспертизой при судьях.

В тот же период внутри палаты выделяется Второй отдел (а первый становится Первым), связанный с преступлениями магов Закатного круга. Во времена до Пророка к деятельности Закатного круга относились гораздо мягче (хотя худды всегда ее недолюбливали). Теперь же, усилиями теологов и следователей палаты, вокруг магов-закатников начинает формироваться черная легенда, а сами их практики оказываются вне закона.
 

История и теология

В этот период Палата спокойствия все больше переключается с активных действий на занятия теорией. Казнить мага-нарушителя могли и светские власти; палате же нужно было объяснить, чем действия закатника плохи (а с точки зрения лаврикианства магия закатного и ночного круга - безусловно отягчающее при любом преступлении).

Полемика с развитой философией Закатного круга и поддержавшими коллег интеллектуалами Священного института заставляет палату создать целый ряд текстов из области высокой теологии: о природе Господа, времени, их связи между собой, о теометрии. Пишутся классическая “Сумма против заклинателей” и “Восемь тезисов о времени”, которые сейчас изучаются в любом богословском училище.

Одновременно ведется деятельность и против язычников - уже не на уровне насилия, потому что языческие худдские центры давно были разгромлены, но на уровне богословия. Пишутся тексты и собирается гигантский архив по “старым культам и ложным богам”. К несчастью, большая его часть будет уничтожена во время Религиозных войн - сначала церковными войсками после Мятежа восьми семей, а потом - плямситами, жегшими языческую мерзость вместе с церковно-приходскими книгами.
 

В поисках врага

Интерес палаты к худдскому язычеству повлек и изучение старых техник. Безусловно именно тогда из языческих источников в Церковь пришла идея анафем (подробней о них см. в книге Религиозных войн). Ко временам ныне правящей IV династии Худдов большая часть знаний об анафемах утеряна, но в период между Пророком и Религиозными войнами они переживают пик своей популярности. Ко временам Варсо I ими владели многие священники и все сотрудники палаты выше рядового боевого состава.

Во-вторых, благодаря этому лаврикианская церковь впервые ощутила интерес к Другому. Следователи палаты поняли, охотясь за язычниками, можно изучать их, чтобы эффективнее искать. В дальнейшем эта практика была перенесена и на лаврикианских еретиков. Многие из тех, кто занимался поисками информации о языческих верованиях потом ушли в Третий отдел - отдел по поиску и искоренению ересей, появляющийся во второй половине правления династии ини-Тодза.
 

Третий отдел. Переходный этап

По большому счету история палаты Пагубных Учений - это история того, как “боевые” отделы постепенно превращались в канцелярские, а люди, больше любящие помахать мечом, переходили в новосозданные отделы, где был простор и для такой работы. Так произошло с Первым и Вторым отделами, потом, хотя и с оговорками - со Вторым и Третьим. В наши дни так происходит с Третьим и Четвертым, хотя есть вероятность, что Четвертый отдел утратит свою актуальность раньше, чем это перетекание завершится.

В начале своего существования Третий отдел занимался охотой на язычников. Ересей, кроме имперчества, еще не существовало, а насчет имперчества велась серьезная дискуссия. Характерно, что во время Религиозный войн имперцы остались в стороне от конфликта пуситов и плямситов.

Ради поиска и уничтожения последних язычников объединились и бойцы из Первого и Второго отдела, и часть философов, историков и следователей, составивших таким образом каркас Третьего отдела. Очень скоро, однако, обнаружилось, что язычников перебили почти всех (даже современная Церковь придерживается мнения, что худдское язычество было уничтожено к концу династии ини-Тодза, а рецидив Мятежа восьми семей замалчивается).

Такая постепенно сходящая на нет охота за язычниками продолжалась до самого падения династии ини-Тодза, а потом Гобар I, родоначальник V династии фели, запретил миссионерскую деятельность среди людей, родившихся в другой вере, остановил лаврикианскую экспансию и таким образом заставил лаврикианцев обратить взор на самих себя. Они сделали это - и ужаснулись увиденному.
 

Спор о единстве

Ранний этап существования Церкви был очень благополучен. Это способствовало и росту числа прихожан, и развитию богословской традиции. При этом отношение к догматике не было слишком строгим, и пока автор не покушался на прописные истины Учений, дозволялось многое. Оспаривались и высказывания Белых архивариусов и даже некоторые положения Писания. В тех регионах, где распространено было мекрарианство, лаврикианские и мекрарианские представления сливались в одно, порождая движения рарианствующих и разделителей. Као IV, формирующий свой полубожественный образ, невольно создает имперчество. К концу династии ини-Тодза были таким образом созданы три из пяти будущих Великих ересей, парой веков позже начнет развиваться и четвертая, плямса (о времени последней из них, милосердцев, ведутся дискуссии, но вероятно это произошло в период Гобахидов). Масштаб распространения таких чрезвычайно далеких от канона и традиции версий лаврикианства вызвал у Совета девяти серьезное недовольство.

К периоду V династии фели относятся два крупных лаврикианских собора, на которых созывали не только экзархов и настоятелей монастырей, но всех священнослужителей, кто пожелал и смог прибыть. Первый из них - Соб-ха-нийский собор - продолжался, с учетом нескольких сессий, десять лет. На нем была проведена кодификация всех сформулированных к тому моменту положений Учения.

В результате собора, называемого так же “Спором о единстве” была выработана основная церковная доктрина и унифицированы ритуалы на всей территории Империи. Так же собор канонизировал несколько десятков наиболее известных святых и объявил еретиками тех авторов, чьи взгляды заметно расходились с положениями, объявленными догматически верными.
 

Второй Храмовый собор

Если на Соб-ха-нийском соборе вопрос о ересях еще был второстепенным, то на Втором Храмовом соборе он стал уже одним из двух основных - наравне с имущественными вопросами (именно тогда впервые был поставлен приобретший в эпоху Религиозных войн вопрос о Трапезах Пророка).

После пяти лет заседаний собора был, во-первых, составлен обширный кодекс еретических и запрещенных книг и, во-вторых, описаны три Великих ереси - имперчество, милосердчество и рарианство. Самым же известным эпизодом собора стал доклад главы Третьего отдела Палаты Спокойствия, который - по результатам ревизии на местах - выдвинул соображение о том, что почти 60% лаврикианцев Империи впали в ересь в большей или меньшей степени. При этом большинство об этом даже не догадывались, так как виноват в это был их недостаточно грамотный священник - или отсутствие хоть какого-то священника.
 

Палата Пагубных учений

Результатом собора становится два масштабных решения. Во-первых, Церковь начинает создавать Богословские училища - первое на месте традиционного уже центра теологических штудий в Соб-ха-ни, второе - в Кос-тха-ни, а позже в Ма-да-се и других городах. Позже именно в них (прежде всего в столице) сформируется ересь плямсы, но все же положительный эффект от организации училищ был очень велик.

Во-вторых, палата Спокойствия преобразуется в палату Пагубных учений, Третий отдел - не меняя своего номера - становится ведущим, а главную его задачу определяет не как поиск ересей (достаточно было оглянуться вокруг), а как их искоренение на богословском и физическом уровне. Костяк отдела составляют таким образом хорошие богословы и бойцы. Между двумя этими группами и двумя методами работы, которые они представляли, существовал некоторый дисбаланс. Перевес был на стороне бойцов, так что, хотя проповедь была не слишком эффективна, к концу династии Гобахидов каноническое лаврикианство укрепило свои позиции - за счет мощных репрессий против инакомыслящих. Фелийские власти закрывали на это глаза, так как Гобар и Ашу I были глубоко верующими мекрарианцами, а прочие императоры династии - атеистами, и всем им лаврикианские дела были, в общем, безразличны. Единственным вмешательством властей стала защита рарианствующих, которых Ашу расценивал как одну из мекрарианских школ и вывел из под удара Церкви.

Кроме того в этот период Церковь довольно сильно срослась с худдской частью государственного аппарата, переживавшей при фелийских властях нелучшие времена. Это - вкупе с позицией Варсо I - привело ее к расцвету с началом новой III династии Худдов.
 

Сильная церковь

Вместе с Церковью все большее влияние приобретала и Палата, пережившая при Варсо свой самый великий взлет и самый впечатляющий крах. Приобретя колоссальную власть и опираясь на ясные религиозные принципы,  палата Пагубных учений стремилась насадить канонические воззрения на всей территории Империи. На первых порах ей это удавалось - как за счет блеска и богатства церкви, производивших впечатление на верующих, так и за счет страха: с приходом к власти Варсо отступление от канонов стало караться вполне серьезно.

Однако и то, и другое оказывало воздействие прежде всего на бедных и малообразованных прихожан. Состоятельные и образованные скоро начали относиться к богатству Церкви со скепсисом, а многочисленные запреты научились обходить. Хуже было то, что такие скептики не ограничивались внешним наблюдением: одни из них пополняли ряды возникших еретиков-плямситов, другие - делали церковную карьеру, воспринимая ее как хороший социальный лифт для умелого и умного человека, не отягощенного излишней религиозностью.
 

Религиозные войны

Результатом всего этого стали Религиозные войны. Подробней о них и положении Церкви в этот период вы можете прочитать в нашей книге, посвященной этим событиям. Для нашего сегодняшнего текста важно отметить, что хотя восстание потерпело поражение, а восставшие пополнили список Великих ересей, Церковь вынуждена была сменить свою политику. Многие догматические положения были пересмотрены, идеал Богатой церкви постепенно ушел в прошлое, анафемы, которыми злоупотребляли следователи Палаты, попали под запрет, и возвращена была сама возможность достаточно свободного рассуждения о религии (хотя и в заданных пределах). Палата же в ходе Религиозных войн обзавелась мрачной репутацией, которая сохранялась еще долгое время, а подчас вспоминается и в наши дни - несмотря на то, что ее полномочия были сильно сокращены, а Третий отдел все больше приобретал бюрократический характер.
 

Новая функция

Вероятно, сокращение влияния Третьего отдела в период поздних Варсидов стало бы концом Палаты, как активной организации. Спасение для нее пришло с неожиданной стороны. В ходе Долгого междуцарствия (иначе называемого Регентством Лока) положение в империи вновь стало сложным. Это был период, во-первых, тяжелой ситуации в империи - вновь возникли демоны, в стране происходили очень странные вещи. Во-вторых, долгое отсутствие императора породило всплеск религиозных культов откровенно опасных для властей, а подчас и просто для лояльных подданных. В этих обстоятельствах регент Вайа-Ма выделил Палате пагубных учений большие субсидии в обмен на обязательство заниматься расследованиями религиозных преступлений и странных происшествий. Условием было подчинение палаты одновременно и Церкви, и светским властям в лице Ведомства права и судей. Вторая функция палаты скоро утратила смысл: с воцарением императора Мары I из VI династии Брэ жизнь в империи вернулась на круги своя. Но религиозные преступления (хотя и сократившиеся в количестве) не исчезли. Между тем государственные службы уже привыкли работать в команде со следователями Палаты, которые и сами в свою очередь стали заметно более светскими, чем были раньше.
 

Четвертый отдел. Охотники на химер

В таком виде Палата просуществовала до текущего периода: первый и второй отдел вели чисто бюрократическую работу, третий продолжал заниматься расследованиями, подчиненный строжайшему контролю светского ведомства Права и судей. Дурная слава развеялась, да и современные следователи куда меньше интересуются чистотой веры: большинство среди них составляют люди хотя и религиозные, но не чрезмерно. Их действия против “пагубных учений” вызваны скорее тягой к сохранению закона, чем фанатизмом. К тому же они прекрасно понимают, что большинство мирян если и могут отличить лаврикианского монаха от мекрарианского, то разве только по дому.

На фоне этого спокойствия и бюрократизации наиболее активным служащим палаты снова стало нечего делать и, как и в прежние времена, это привело к возникновению нового Четвертого отдела - причем совсем по имперским меркам недавно, около 150 лет назад.

В Четвертом отделе состоит не более десяти-двенадцати следователей, каждого из которых сопровождают еще несколько членов его команды. Впрочем, следователями их можно называть только очень условно. Единственной задачей отдела является охота на сбежавших химер ночного круга. Работа это опасная, но соответствующий специалист оказывается востребован только когда химера сбегает, что происходит, мягко говоря, не слишком часто и в самых неожиданных местах. В результате большинство следователей отдела постоянно путешествуют по империи (по выражению одного из них “наматывая круги вокруг Заповедных лесов”).

Надо, впрочем, заметить, что сами фели не слишком любят, когда их химеры сбегают и прилагают довольно большие усилия, чтоб этого не происходило. Так что не за горами время, когда улучшение охраны лабораторий оставит сотрудников Четвертого отдела без работы, вынудив их превратиться в очередной бюрократический отдел и уступить звание “горячих голов” кому-то другому.