О пиратах и разбойниках
«Отправляетесь на службу в колонии? Или, наоборот, решили навестить родных в метрополии? Не забудьте запастись чеками банка Лиру и Бэя!
В наши времена, когда на дорогах царят разбойники, а в море — пираты, везти с собой наличные и безрассудно, и недальновидно. Еще недавно вам пришлось бы рисковать деньгами, а то и жизнью. Или доверяться сомнительным коммерсантам, обещающим золотые горы за свои расписки.
Но теперь эта проблема решена. Мудрые люди уже знают, банк Лиру и Бэя представляет надежные бумаги. В одном конце империи вы кладете деньги в местный филиал, а на другом — получаете всю сумму. И услуги эти стоят сущие пустяки — 7% от суммы до 500 фанов, 5% до 1000 и 3% свыше тысячи.
Зачем рисковать? Доверяйте банку Лиру и Бэя — и путешествуйте без тревог!»
Картина, нарисованная подручными знаменитых банкиров-кафа Лиру и Бэя, конечно полна преувеличений. Но в то же время нельзя не признать, что положение путешественника в империи часто невесело.
Устройство имперских служб таково, что по сути они следят только за городами. Выездные судьи, раз в несколько месяцев (а подчас и лет) наезжающие в отдаленные деревни не могут решить всех проблем. А учитывая малочисленность их свит, с серьезной бандой разбойников им никак не справится.
В результате грабят подчас не только в колониях, но и прямо на тракте Кос-тха-ни — Симми, самой охраняемой дороге страны. Раз в два-три года наместники договариваются с армией, и войска решают проблему разбойников. Не столько, конечно, поймав их, сколько распугав на какое-то время.
Тут надо правда учитывать одну специфическую деталь. Наказание за грабеж в империи небольшое. У разбойника, которого взяли с его не сбытым добром, есть реальный шанс отделаться битьем палками. В то же время за убийство подданного империи полагаются двадцать четыре года каторги. Для многих это по сути смертельный приговор. Если же убить подданного второго ранга (важного чиновника или, скажем, профессора-фели), то можно и прямиком отправиться на плаху. А ведь чиновники сплошь и рядом путешествуют инкогнито, а по тем же фели чина не разберешь.
И разбойники предпочитают не рисковать лишний раз. На дорогах империи грабят сплошь и рядом, но вот убивают довольно редко — разве что жертва сама будет сильно нарываться на это.
С пиратами, к сожалению, дело обстоит иначе. У империи довольно слабый флот, а все боеспособные его части охраняют границы с севером и западом — оттуда могут напасть варвары. Поэтому на Морорское море, отделяющее Метрополию от колоний, как правило попадают слабые и старые суда.
У пиратов же там флотилии, насчитывающие десятки кораблей, укрепленные базы на островах. Словом — полное самоуправление и немалые силы. Интересно, что никому из пиратских «адмиралов» при этом не пришло в голову объявить себя правителем. Все они искренне считают себя подданными императора.
Но при этом к другим подданным они подходят вовсе не с принципами лаврикианского гуманизма. Пиратов в первую очередь интересует добыча и, главное, корабль. Поэтому в лучшем случае пассажиров ссадят на лодочки и предложат на веслах добраться до ближайшего берега.
Часто команды захваченных кораблей просто вырезаются. В отличие от разбойников, пиратам часто заочно выдвигают обвинение в нарушении одного из 12 зол, совершении мятежа. Для этого достаточно захватить принадлежащее государству судно. А после такого обвинения думать о последствиях уже бессмысленно.
Хорошо еще, что культура империи не предполагает излишней жестокости. Конечно, среди пиратов встречаются те, кого мы назвали бы садистами. Но даже их «коллеги» смотрят на них косо.
В абсолютной безопасности находятся, в общем, только те, кто летает на драконах. Случаи нападений в воздухе, конечно, бывали. Но все же они чрезвычайно редки.
Очевидно, что и тем, кто не накопил денег на полет, хочется защитить себя. Решение есть. В любом сколько-то крупном городе найдется контора наемных охранников (как правило она недалеко от почты). Эти охранники — преимущественно катарир и брэ, но можно там встретить и хороших бойцов из других домов. За свои услуги они берут недешево, иногда до 10 фанов за день путешествия. Поэтому нанимают их как правило не частные люди, а большие караваны.
В море же пассажирам остается надеяться только на корабли Службы портов и границ, да редкие военные суда. Зная об этом, большинство старается переплывать Морорское море на кораблях, принадлежащих синдикатам. До какой-то степени это гарантия безопасности, хотя некоторые береговые братства настолько потеряли страх, что грабят даже принадлежащие «Бабочке» и «МТК» корабли.