Что почитать?
Уже не в первый раз нас просят описать ту литературу, которая популярна в современной Лавикандии. Попробуем сделать это хотя бы в двух словах.
Чтиво
Романы 1000 знаков — собирательное название типа книг, в каждой из которых используется не более 1000 разных иероглифов. Делается это для того, чтоб даже не очень образованные люди могли эти книги прочитать. Большую их часть составляют детективы (приключения выездных судей), любовные (большей частью — о кафа и катарир) и приключенческие романы.
«Таинственная смерть молодого офицера» - роман о приключениях судьи, вышедший в прошлом году. Он приобрел очень большую популярность, так что его прочитал чуть ли не каждый второй образованный житель империи. В смысле популярности можно назвать его аналогом «Гарри Поттера» или «Кода да Винчи». Сюжет состоит в расследовании смерти некого молодого офицера известным и популярным выездным судьей. Роман написан в традициях 1000 знаков, однако в действительности содержит несколько больше иероглифов и отличается по меркам жанра отличным слогом. Ходят слухи, что настоящий автор «Таинственной смерти» - сам Атрей Кроль, но официальных подтверждений этому нет.
Любопытно, что очень внимательный читатель (Поиск следов и улик 5, Познания в литературе 5) может предположить, что вынесенный судьей в конце романа вердикт несправедлив, и настоящий убийца остается безнаказанным.
Исир-би-Нади «Морские приключения» - чрезвычайно популярная серия приключенческих романов, описывающих злоключения некоего лее на море. Автор тоже лее. Как и многие другие романы 1000 знаков эта серия включает в себя обилие событий, которые в действительности либо очень редки (явление духов мертвых, дикие драконы, пираты-варвары в Морорском море), либо вовсе никогда не встречаются (морские змеи, появления Мореходов, корабли-призраки).
«Приключения судьи Као» - своего рода франшиза, к которой приложили руку семеро писателей за последние 100 лет. Длинная серия романов, описывающая приключения великого выездного судьи Као. Примечательно в этом контексте то, что судья Као реальное историческое лицо и даже, кажется, еще жив.
«Приключения сыщика Хо» - и его друга доктора Ва, за авторством Ко-нан-До. Эти двое худдов, экстравагантный сыщик и безукоризненно честный доктор, чрезвычайно популярны в империи, хотя романы и рассказы о них написаны более четырехсот лет назад.
Проза
Ре-ни-То — самый известный и почитаемый из современных лавикандских писателей, немолодой брэ-отставник. Начал писать еще во времена прошлой Южной компании (сборник «Записки о Южной войне»), потом обратился к своему детству и прошлому своей семьи, не раз описывал исторические события империи. Самый известный его роман, «Междуцарствие», описывает жизнь нескольких феодальных семейств Брэ во времена Као III (конец династии ха-Ёри), последующего за его смертью междуцарствия и прихода к власти династии Тинихидов. Этот роман или, вернее, огромная эпопея считается классикой современной лавикандской прозы. Кроме того Ре-ни-То сопроводил собственно художественную часть своими рассуждениями о сути военной истории и военной истории вообще. Большинство читателей с ними не справляются, а вот историки и философы, напротив, оценивают их очень высоко.
Улу Гинба — чрезвычайно пожилой прозаик-кафа, больше всего прославившийся своими повестями. Хотя Гинба еще жив, по ним уже иногда дают темы для чиновных сочинений. Однажды Гинба даже встал на сторону одного из авторов таких сочинений и отстоял его правоту перед комиссией.
Гинба не интересуется большими историческими событиями, но для него большое значение имеет психология героев. Многие жалуются, что в его повестях все навыворот, что в реальности таких людей не бывает, а если и бывают — то они душевнобольные. Другие, напротив, считают, что он показывает самый скрытые и самые страшные стороны человеческой природы. Так или иначе, Гинба — самый крупный продолжатель школы классика лавикандской литературы До-ми-Фэ. Последняя и самая известная на данный момент повесть Гинба - «Никому не нужен белый дракон», рассказывающая о крушении пассажирской джонки «Белый дракон» в 447 году,
(Улу Гинба — полностью вымышленная фигура. А вот классик периода династии ин-Ро До-ми-Фэ — нет. Его описывающие худдские нравы романы «Братья Кара», «Синие черти», «Преступление и наказание» имеют вполне явный прототип).
Ал-прин-Ку — модный худдский писатель, известный преимущественно своей малой формой. Он удачно совмещает точность характеров, живость слога и захватывающие сюжеты. При этом он серьезно озабочен общественными вопросами и не так уж редко ставит их в своих рассказах. Совсем недавно прогремел его рассказ «Поединок», наглядно показавший негативные стороны жизни расквартированных в Метрополии армейских частей. Самая сложная и тяжелая из его вещей — повесть «Джонка», правдиво и точно рассказывающая о жизни публичного дома.
(Прототип Ал-прин-Ку, я надеюсь, ясен).
Дневники и мемуары
Воспоминания генерала Но — вообще в империи крайне популярен жанр мемуаров и дневниковой прозы. Образованные люди читают их по крайней мере не меньше, чем художественную литературу. Однако часто случается, что мемуары пишутся не столько самим автором, сколько его секретарями, а дневники сочиняются в «стилистике». Так что четкой границы между этим жанром и обычной прозой нет.
Воспоминания генерала Но, в течении столетия командовавшего армией Восточного Морора и умершего около 50 лет назад — не исключение из этого правила. Сам Но хотя и был великим полководцем не отличался изящным слогом. Но, безусловно, в воспоминаниях есть значительный элемент настоящих рассказов генерала, обработанных его помощниками. В числе прочего это один из немногих пропущенных цензурой рассказов о том, что происходило в Восточном Мороре в поздние годы правления Лавренция II и во время Междуцарствия.
Неизменной популярностью пользуются так же дзуйхицу (дневниковая проза) более ранних периодов. Самая известная из таких работ - знаменитые"Наставления" Вин-пу-Хэ. Выходящие сейчас дзуйхицу должны пройти серьезную проверку временем, прежде чем наберут поклонников.
Поэзия
Недавно империя пережила серьезный поэтический взлет: во поздние годы правления Лавика II и начале правления Лавренция II поэзия вошла в моду. Активно развивался аналог символизма. Конец правления Лавика II в культурном смысле можно охарактеризовать, как лавикандский декаданс.
Поскольку 200 лет по меркам империи — не так уж много, популярность этого направления отчасти сохраняется. В среде молодых людей (младше 150) поэты-деканданты уже утратили свое значение, но старшее поколение все еще высоко их ценит. К тому же пока еще живы люди, лично знавшие худда Бло-кэ-Аля, автора знаменитой «Незнакомки», не говоря уже о менее известных поэтах того времени.
Атрей Кроль — (настоящее имя: Ата-Кро, однако поэт предпочел называть себя на кафский манер) безусловно, самый известный из ныне живущих лавикандских поэтов, гегра, живой классик и общепризнанный гений. Самым главным его произведением считают «Стансы к матери», цикл философской лирики, посвященной деревенской жизни, осмысливаемой горожанином. Поэт — лаврикианец, и иногда это довольно хорошо чувствуется в его стихах; но в то же время он гегра, так что в тех же Стансах матери не мало отсылок к вещам, понятным только этому дому.
Атрей Кроль приближен ко двору. Его поэзию высоко ценит сам император — и она действительно того стоит.
Бро-де-Ски — худд со сложной биографией и непростыми отношениями с властями. Он крайне, чрезвычайно популярен и даже стал лауреатом императорской премии. Однако 95% его стихов не проходят цензуру по тем или иным соображениям, и публикуются в фелийских издательствах.
Бро-де-Ски культовая фигура среди лавикандских интеллектуалов, но его стихи сложноваты для понимания неподготовленного читателя, чего не скажешь о поэзии Кроля, совмещающей легкость и ясность слога с не менее глубоким содержанием. Тем не менее негласно считается, что именно Бро-де-Ски определяет будущее лавикандской поэзии. Так ли это — покажет время.
Научно-популярные труды
Нельзя сказать, что все лавикандцы любят на досуге припасть к научным трудам. Но тем не менее есть некоторые работы, которые в образованных кругах общеизвестны и читались почти всеми.
Го-Ари «Легкость» - когда известный мекрарианский проповедник берется изложить для иноверцев истины своей религии, это уже само по себе интересно. Если же при этом он, как Го-Ари, пишет превосходным слогом, объясняет доходчиво и понятно и, к тому же, не утверждает, что мекрарианство — единственно правильная религия, то успех книге обеспечен. «Легкость» - работа, по которой многие жители империи представляют себе мекрарианство. Она достаточно точна и глубока, но, конечно, даже и не ставила перед собой цели раскрыть все сложности древней религии.
Фу-ин-Гоу «Кратчайшая история лавикандского времени» - написанная относительно недавно, но уже ставшая очень популярной работа по истории империи — от Хоэлла до воцарения династии Ла. Конечно, на 200 страницах печатного текста непросто уложить двадцать тысяч лет. Но господин Гоу, профессор кафедры истории Классического периода в Священном институте, с этой задачей справился. И достаточно хорошо, чтоб его книга не только нашла одобрение читателей, но и прошла весьма строгую цензуру историографов из Ведомства дворцов.