Сумасшествие

Вопрос о том, что нормально, а что выходит за границы нормального, актуален в рамках любой культуры, и культура Империи - не исключение. Начиная с этого текста мы опубликуем небольшой цикл текстов, посвященных вопросу сумасшествия в Империи.

В Империи нет такой науки, как психология, и хотя в некоторых областях (в том числе, конечно, и в медицине) психические заболевания выносятся в отдельную категорию, не существует практически никакой их классификации или единообразного описания. Как ни странно, самой разработанной базой по различным видам сумасшествия обладает Тайное управление (но, в силу специфики этой организации, эта база сильно перекошена в одну сторону). Большинство же жителей Империи строит свои суждения о сумасшествии, опираясь на здравый смысл.

В силу физического устройства лавикандцев (нейроны головного мозга начинают разрушаться до достижения физической дряхлости, до которой большинство лавикандцев практически не доживает) в Империи фактически нет такого явления, как старческое слабоумие. Если же кто-то с возрастом начинает вести себя странно, забываться, и так далее - это не трактуется как сумасшествие. В силу принятого в большинстве домов чрезвычайно почтительного отношения к старшим, их поведение и действия будут стараться толковать в уважительном тоне, а сумасшествие в глазах лавикандцев имеет резко негативную окраску.

На уровне того же обыденного сознания различаются только врожденное слабоумие, и сумасшествие, возникшее в процессе жизни, различия же между сумасшествием, вызванным психологическими и биологическими причинами лавикандцы не делают. Скорее можно сказать, что все виды сумасшествия, возникшего в процессе жизни, считаются обусловленными внешними обстоятельствами; о том, что ясность мысли может зависеть от чисто химических процессов внутри нашего тела, на данный момент практически никто не догадывается. За счет этого, хотя оба типа сумасшествия - врожденное и “приобретенное” - считаются постыдными, “приобретенное” сумасшествие также воспринимается в трагическом ключе, так как связывается с предполагаемым потрясением, приведшим к потере рассудка.

Постыдность сумасшествия обусловлена, главным образом, двумя причинами. Одна из них - неспособность сумасшедшего встраиваться в принятые социальные нормы, контролировать себя (а самоконтроль чрезвычайно важен для любого дома). Корни второй причины кроются в некоторых особенностях лавикандской религиозности. Обе государственные религии Империи - и мекрарианство и лаврикианство - предполагают, что божество довольно сильно отстранено от своих верующих и не взаимодействует с ними напрямую. По этой причине ни в той, ни в другой конфессии никогда не существовало концепции каких бы то ни было несчастий (в том числе и сумасшествия) как воздействия высших сил. В некоторых легендах можно встретить упоминание о том, что человека свели с ума духи или демоны, но это единичные случаи. Чаще всего по умолчанию предполагается, что причина сумасшествия лежит в самом человеке, и, в конечном итоге, он сам оказывается виноват в своем состоянии.

Из первого же пункта проистекает и разделение людей на сумасшедших и нормальных - основным критерием считается поведение в обществе. Человек с клинической депрессией, например (такая ситуация описана в нашей повести "Скука"), будет считаться здоровым. Тех же, кто ведет себя асоциально, в Империи, не имея возможности лечить, предпочитают изолировать. Дома призрения, как правило, устраивают на некотором отдалении от городов, и условия в них, в общем, довольно приемлемые. Пациенты (их чаще называют жильцами) живут по одному в маленьких комнатах под постоянным контролем персонала. Исключение в этом плане составляют фели. Об отношении к сумасшествию в этом доме мы подробнее напишем в одном из наших следующих текстов. Также отдельно содержаться люди, чье сумасшествие связано с теми или иными преступлениями - с понятием мании лавикандская судебная система вполне знакома.

Обратной стороной описанного отношения к сумасшествию являются некоторые религиозные (в первую очередь - мекрарианские) практики. Некоторые люди сознательно выбирают асоциальную линию поведения, доводя представление о личной ответственности за безумие до абсолюта. В действительности же, однако, они нормальны, и жители империи даже на уровне “здравого смысла” чувствуют эту разницу, так что вы едва ли когда-нибудь увидите мекрарианского странствующего аскета в доме призрения.