Лигвеи: действительно древняя история

В наших книгах мы несколько раз упоминали цивилизацию лигвеев, существовашую на "Земле и воде" до лавикандцев и соотносящуюся с ними (по влиянию в культуре) примерно так же, как мы соотносимся с Древним Египтом или, может быть, с древними культурами Месоамерики. Но за подробный материал об этом мы садиться боялись.

На наше счастье буквально на днях фелийский профессор Дору-ван-Ги, очень хороший специлист по лигвеям, прочитал в Пин-а-сонском клубе любителей древностей небольшой доклад о лигвеях и ответил на вопросы слушателей. Запись этого доклада мы и предлагаем вам: эксперт всегда объяснит лучше, чем любители, а мы сами в лигвеях не более, чем любители.

 

Профессор Дору-ван-Ги: Коллеги, коллеги, будем начинать через две-три минуты. Может быть пока у кого-то есть вопросы?

1-й слушатель: Личный вопрос, профессор. Кто именно вы по специальности?

Профессор: Довольно сложный вопрос. Закончил я факультет Закатного круга, занимался проблемой времени. Но после выпуска довольно быстро переключился на другие вопросы. Диссертацию написал по истории ранней империи, так что, наверное, наиболее точно будет назвать меня историком. Но сейчас я ранней империей занимаюсь довольно мало, полностью переключившись на то, о чем мы сегодня с вами будем говорить - на лигвеев. Многие считают эту тему не слишком научной. Их можно понять.

2-я слушательница: А почему они так думают?

Проф.: Ну, собственно, тут мы приступаем уже к нашей лекции, да? Что мы вообще знаем про лигвеев?

Если в бытовом смысле, то можно свести наше знание вот к таким тезисам. Лигвеи - древняя цивилизация, существовавшая на территории нашей Империи, а возможно и за ее пределами, около 25 тысяч лет назад. По неясным причинам эта цивилизация развалилась и исчезла. На уровне популярной литературы и журналов часто высказывается мнение, что первые лавикандцы многое заимствовали у последних лигвеев, так как жили с ними одновременно примерно в одних и тех же местах.

Все это и верно, и неверно. Начнем с хронологии. Лигвейская цивилизация начала свой закат около 27 тысяч лет тому назад, когда лавикандской культуры, по всей видимости, просто не существовало, или она была совершенно не развита. В этот же период происходит глобальный катаклизм (мы еще его обсудим), который уничтожает, как сейчас принято считать, центр лигвейского государства. Поскольку этот катаклизм никак не отражен даже в самом раннем доступном нам лавикандском фольклоре - скажем, его следов нет в гегрийских культовых текстах - мы должны аккуратно предполагать, что лавикандцы этого катаклизма не видели. Причины нам не ясны, так как столь ранняя наша история нам самим неизвестна.

3-й слушатель: Профессор, а почему не осталось никаких следов от лавикандцев этого времени?

Проф.: Ну строго говоря они, может быть, и остались. Но нужно понимать, что у нас нет возможности это проверить. Предположительно, самые ранние лавикандские поселения существовали на острове Кос, там же, где сейчас столица Империи. Но раскопки в столице очень затруднены: большой жилой массив, да и на каждое движение лопаты нужно получать разрешение из Ведомства дворцов. В общем, как следует раскопано только то, что находится под Священным институтом. Ну мы отвлеклись. Вернемся к лигвеям.

Итак, нижняя граница развития их цивилизации - 27 тысяч лет тому назад. Время их появления совершенно не поддается датировкам, но по меньшей мере тысячи три лет они должны были просуществовать, учитывая, какой большой культурный путь они проделали. От примитивного уровня они дошли до больших высот технологии. Все это требует большого времени.

С географическими границами их культуры дело обстоит еще сложней. Мы достоверно знаем, что руины лигвейской цивилизации встречаются в Мороре и Метрополии. Предполагается, что руины лигвейских построек обнаружены в Морорском море, собственно между Морором и Метрополией. В общем, это тоже можно рассматривать, как факт: хотя полноценные раскопки под водой, конечно, невозможны, институт провел ряд широких исследований этого вопроса. Нанятые ныряльщики за жемчугом вытащили со дна несколько артефактов, явно имеющих лигвейское происхождение. Бывает, что какие-то подобные артефакты попадают в сети рыбаков или прибиваются к берегу во время больших штормов. Чтоб вы не думали ничего такого, сразу скажу: артефакты эти представляют только исторический интерес. Кирпичи характерной формы, дверные ручки, черепки посуды из специфического материала. Хотя лигвейская цивилизация оставила нам совершенно удивительные вещи, все они были найдены путем археологических раскопок на суше.

Где-то 27 тысяч лет назад, как я уже сказал, произошел большой катаклизм. Вероятно, нечто вроде землетрясения или, вернее, серии землетрясений. Их результатом стало значительное изменение рельефа за очень быстрый срок. Очень быстрый - это несколько столетий, хотя отдельные изменения могли происходить за дни или недели. Часть суши между Метрополией и Морором затонула. Другая часть суши поднялась: говоря грубо, это нынешняя Первая провинция, Третья благодатная земля, часть Старой Марры. На их месте, видимо, был большой залив, от которого сейчас остался Санский залив. Причины столь масштабных и при этом столь стремительных в геологическом смысле изменений остаются нам совершенно неясны. Вообще, как вы знаете, причины землетрясений наукой пока до конца не изучены, так что нам остается только гадать.

Наиболее ранние лавикандские тексты, посвященные этому вопросу, предполагают, что причиной падения лигвеев стал гнев высших сил или большая война, возможно, вызвавшая гнев высших сил. Ну с высшими силами, понятное дело, каши не сваришь, эту гипотезу отложим. Большая война, возможно, действительно имела место: мы знаем, что общество лигвеев было довольно милитаризированно. Но чтоб война привела к затоплению половины континента? В это, конечно, верится слабо. Даже мы сейчас, с нашими магами круга Свершений, такими возможностями не обладаем, не говоря уже о варварах, максимум военных технологий которых - их так называемое “пороховое оружие”.

Но так или иначе падение государственности лигвеев не стало концом их цивилизации как таковой: артефакты их культуры мы обнаруживаем и в более высоких археологических слоях, вплоть до слоев 26-тысячелетней давности. Это означает, что встречи между последними лигвеями и первыми лавикандцами действительно были потенциально возможно. Но делать из этого вывод, что такие встречи имели место, и тем более что они могли повлечь за собой какой-то культурный обмен - скоропалительно и ненаучно. В ранних лавикандских поселениях мы не находим никаких следов лигвейского присутствия; верно и обратное. Так что если лавикандцы и лигвеи и пересекались, то вряд ли эти встречи привели к какому-то пересечению и взаимному влиянию культур.

Наиболее вероятным - и часто игнорируемым из романтических соображений - сценарием такой встречи было насилие. Восхищение перед лигвейской цивилизацией зачастую заставляет нынешних читателей забыть, что лигвеи все же были варварами. Судя по обнаруженным нами изображениями (о них позже), предметам быта и немногочисленным останкам, мы можем предположить, что фенотипически лигвеи больше всего напоминали современных морорцев; высказываемые некоторыми авторами соображения о том, что лигвеи были родственны кафа, основанные на обнаруженных частях черепа, следует отбросить, как недостаточно доказательные.

В свою очередь уже из самых ранних лавикандских хроник, таких как “Летопись двух царств” или “Книга Маухидов”, мы знаем, что столкновения с варварами сопровождали лавикандскую культуру с самого раннего периода ее существования. Еще во времена Мау и более того, во времена основания Империи Хоэллом бои с варварами подчас происходили и на землях Метрополии. Вероятно, что лигвеи были среди этих варваров - не во времена Хоэлла, конечно, и скорее всего даже не во времена Мау, но в более ранние периоды, еще до начала Эры Царств.

2-я слушательница: Но как тогда объясняются лигвейские мечи в ранних худдских захоронениях?

Проф.: Очень хороший вопрос. Сейчас попробуем на него ответить, но сначала давайте немного поговорим о материальной культуре лигвеев.

Итак, найденные на данный момент археологами или искони хранившиеся в коллекциях артефакты лигвейской культуры могут быть условно разделены на три части. Во-первых, это предметы быта. В основном посуда, сделанная из керамики или металла, потому что все остальное до нас не дошло. На самом деле и металл такой древности сохраняется лишь в исключительных случаях. Вторая группа - это то, что принято условно называть “лигвейским оружием”. Как я уже сказал, судя по доступным нам данным лигвейская культура, по крайней мере эпохи своего заката, была очень военизированна. Оружия мы находим много. В основном это короткие клинки в форме вытянутых треугольников, длиной около локтя. Нам с вами они показались бы самое большее длинными кинжалами, но для лигвеев, видимо, выполняли функцию мечей. Существует, впрочем, версия, что эти предметы вообще не были оружием, а использовались в качестве бытовых ножей или даже вовсе не являются ножом или мечом в нашем смысле, а применялись с какими-то принципиально иными целями: в качестве элемента плуга или других сельскохозяйственных инструментов или для чего-то еще. Степень их сохранности поразительна. Эксперименты показали, что эти предметы не поддаются разрушению практически никакими физическими способами: их чрезвычайно сложно сломать, почти невозможно погнуть, они могут пережить пожар, не ржавеют и вообще не испытывают воздействия времени. Некоторые способы воздействия на них все же были обнаружены: так, они не выдерживают чрезвычайно высоких температур - из тех, что создаются только в лабораторных условиях - и могут быть разрушены магией Ночного круга. Кроме того они действительно очень хорошо режут практически все, что только можно резать - вопрос лишь в физической силе того, кто держит такой клинок в руке. По видимому ими можно резать даже камень, но это требует экстраординарной силы: в экспериментальных условиях это было достигнуто при закреплении одного из клинков в механическом прессе.

Ну и, наконец, третья группа предметов. Должен честно сказать, что я бы вообще не стал выделять клинки в отдельную группу, а включил бы в третью. Выделение это делается только из традиционных соображений. Третья группа - это так называемые “предметы невыясненного назначения”. Как вы можете понять, мы не знаем, зачем они были нужны. Два наиболее частых типа таких предеметов - это известные “лигвейские емкости” и “лигвейские трубки”. Первые представляют собой сосуды разной формы, изготовленные из металла. Как правило из бронзы. Общим свойством таких сосудов является нарушение в них хода времени. Говоря предельно грубо, время в этих сосудах остановлено. Есть, однако, важная деталь. Как вы знаете, при помощи магии закатного круга время тоже можно остановить в определенных пространственных границах. В этом нет ничего принципиально сложного, это может сделать любой дипломированный специалист в соответствующей области, например, ваш покорный слуга. Но если после этого мы поместив в емкость с остановленным временем тот или иной предмет, то с большой вероятностью он потеряет многие свои свойства. Скажем, я никому не рекомендовал бы есть еду, которую помещали в такую емкость: это может быть опасно для здоровья.

Так вот, в лигвейских емкостях ничего подобного не происходит. Вы можете положить кусок, скажем, рыбы в такую емкость и через десять лет достать этот кусок таким же свежим и вкусным. Более того, если вы положите в емкость, скажем, горячий рис, то через десять лет достанете его таким же горячим, хотя при этом ни внешняя, ни внутренняя температура самой емкости не изменится. Объяснений у этого феномена нет, но скорее всего тут использована та же технология, что и при создании клинков, и при создании трубок.

Трубки представляют собой уже полную загадку. Это длинные трубки из металла, чьи качества аналогичны металлу т.н. лигвейских мечей. Внутри эти трубки как правило покрыты спиралевидным узором, снаружи так же иногда встречаются узоры разного рода. Диаметр трубок небольшой, чтоб не затруднять вас точными цифрами скажу так: толщиной где-то в палец. Они бывают меньше или больше, но есть несколько больших групп, совпадающих по толщине. Длина так же может колебаться - от половины локтя до трех и даже четырех локтей. Предназначение трубок совершенно не ясно. Возможно, и очень вероятно, что это был предмет статуса. В некоторых случаях они обнаруживались рядом с гипотетическими мечами, в некоторых случаях - отдельно от них. На одном из раскопов - рядом со знаменитым “плацем” - был обнаружен целый склад трубок, общим числом 14 штук.

1-й слушатель: А где-то на них можно посмотреть?

Проф.: Ну, на данный момент самая большая коллекция лигвейских археологических артефактов хранится в Священном институте, в музее при историческом факультете. Помимо этого некоторые артефакты находятся в императорском музее в Кос-тха-ни, в Тангоре и в частных коллекциях, в основном - состоятельных брэ. Это касается в первую очередь лигвейских мечей, которые всегда представляли большой интерес для брэ. Существует даже мнение, что мечи брэ некоторым образом восходят к лигвейским клинкам, но это маловероятно. Как вам известно, необычные свойства мечей брэ связанны с особыми ритуалами кузнецов и хозяев боли, в то время как предметы лигвеев, по всей видимости, изготовлены мануфактурным и сугубо рациональным способом.

Теперь давайте немного об архитектуре. Она у лигвеев гораздо более богата. Ну или до нас больше дошло. Во-первых, мы нашли целую систему культовых - предположительно, конечно, - сооружений. Это знаменитые “лигвейские часовни”. Обнаружено семнадцать часовен в Мороре, включая архипелаг, две на востоке Метрополии и одна на дне морском, недалеко от западного побережья Морора. Все они построены по одинаковой схеме: восьмиугольные небольшие строения с плоской крышей. Геометрически восьмиугольники очень точные. Опять-таки, существует мнение, что восьмиугольные часовни лаврикианства восходят к лигвеям через старые культы худдов. Возможно это так, но тут речь идет о копировании, а не о заимствовании идеи. В любом случае доказать это крайне сложно.

Культовое предназначение этих строений, конечно, дискуссионно. Но точность воспроизведения, необычная форма - а другие лигвейские здания строились, как правило, четырехугольными - и сравнительно частое обнаружение рядом с ними “лигвейских емкостей” заставляют предположить культовый характер. Опять-таки должен вас расстроить. Вопреки тому, что описывается в приключенческих романах, часовни, как и все прочие сооружения лигвеев, находятся глубоко в культурном слое. Их нужно раскапывать. Часовни при этом сохранились чрезвычайно хорошо. Время в них так же остановлено или критически замедленно, но человек может без проблем в часовне находиться, безо всякого вреда для здоровья. В “остановленных” помещениях, создаваемых магами закатного круга находиться без специальной подготовки нельзя, почти сразу умрешь.

Все прочие строения лигвеев дошли до нас в совершенно развалившемся виде. Собствено, в основном это фундаменты. Но кое-где это достаточно большие фундаменты, по очертаниям которых можно восстановить во всяком случае комнаты первого этажа. Скоре всего лигвеи часто строили многоэтажные здания - вплоть до пяти-шести этажей. По нашим меркам, впрочем, дома эти были невысокими, потому что сами лигвеи были маленького роста.

Самым известным комплексом строений лигвеев на данный момент является “лигвейский плац”, расположенный на острове Ходоу Морорского архипелага. Комплекс действительно очень большой, но основную его часть занимается собственно “плац” - гигантская, абсолютно ровная площадка размером примерно 47 на 47 ли. Обнаружен плац был совершенно случайно, с воздуха, наблюдательным катарир, который на своем драконе патрулировал эту местность. При ближайшем рассмотрении обнаружилось, что рельеф действительно выравнен искусственно. Зачем была проведена настолько масштабная работа до сих пор непонятно. Попутно было выдвинуто предположение, что собственно часть острова Ходоу носит искусственный характер: версию эту подтверждают геологи, которые считают маловероятным характерное для Ходоу расположение почвенных слоев. Я, честно говоря, мало в этом понимаю, так что давайте поверим специалистам.

Рядом с плацем обнаружено несколько строений. Большинство из них археологами считаются жилыми домами, возможно, казарменного типа. Некоторые другие были, видимо, административными помещениями. Найдена и часовня, что, видимо, свидетельствует о существовании развитого поселения. Сейчас здания раскапываются археологами, а плац используется для войсковых маневров, хотя Священный институт очень настаивает на передачи всего острова Ходоу в его юрисдикцию.

3-й слушатель: Есть шансы?

Проф.: Очень небольшие. На Ходоу расположен небольшой городок и военный лагерь, имеющий, по словам штаба, стратегическое значение. Строят драконий порт. В общем, остров нам, конечно, не отдадут. Но хотя бы зону раскопок отдали в прошлом году.

Вот такая примерно сейчас ситуация. Какие-то вопросы есть?

4-й слушатель: Но скажите, профессор, если контакты лавикандцев и лигвейцев не имели характера культурного обмена, то откуда у нас вообще лигвейский язык? Петроглифы, как с морорцами?

Проф.: Хороший и правильный вопрос, а я совсем о нем забыл. Дело вот в чем. Во-первых, нам все-таки известна лигвейская письменность. Они использовали специфическую версию звукового письма - примерно так, как это сейчас делают варвары. Это письмо расшифровано, но не используется для записи лигвейского языка в силу ряда исторических причин. Надписей от лигвеев осталось мало, но кое-что было найдено археологами. В основном, видимо, это поэтические цитаты или законы. О законах лигвеев мы, благодаря этому, кое-что знаем и можем сделать вывод, что они носили идеалистический характер.

С языком же сложилась интересная история. То, что мы сейчас считаем лигвейским произношением, возможно вовсе не имело отношения к настоящему лигвейскому языку. Это реконструкция, созданная где-то 17-18 тысяч лет назад, т.е. уже во время существования нашей Империи и, более того, Амрийской империи. Той, что в научной литературе обозначается как Амр-1-Юго-запад. Реконструкция отчасти делалась фели, отчасти, вероятно, амритянами, так что для записи лигвейского языка используется с той поры варварская система звукопередачи, родственная амрийскому языку. Это неисторично, но так сложилось.

Кроме того есть основания полагать, что в тот момент в распоряжении и лавикандцев, и амритян было довольно большое количество лигвейских источников, которые в настоящий момент уже недоступны. Все-таки с тех пор прошло больше пятнадцати тысяч лет, срок очень солидный.

4-й слушатель: Но у амритян-то источники откуда, если лигвеи жили здесь? Колонизация?

Проф.: Это нельзя полностью исключать. Аналогичная лигвейской культура существовала 25-27 тысяч лет назад и на южном континенте. К сожалению, лавикандская наука почти не обладает о ней информацией. Ведется большая дискуссия. Кто-то считает, что это тоже были лигвеи, просто другой их центр. Или колонии, как вы правильно заметили. Другие, напротив, придерживаются мнения, что это могли быть какие-то оппоненты лигвеев, возможно те самые, с которыми они вели войну. А может, какая-то третья цивилизация. Наконец, нельзя исключать, что это вообще были никак не связанные культурные центры, не поддерживавшие между собой никаких отношений. Из достоверно известных вещей в этом условном “юго-западном культурном центре” наиболее известно шахтовое строительство, масштабные комплексы, видимо, для добычи каких-то ископаемых. С другой стороны есть версия, что то, что мы считаем шахтами закрытого типа, было на самом деле культовым объектом, аналогичным подземным храмовым комплексам ниндуа. Вопрос достаточно непростой. Но поскольку основная часть этого культурного центра всегда оставалась за границами Лавикандской империи, достоверно тут мы ничего сказать не можем.

5-й слушатель: Профессор… А эти надписи… Скажите, о чем они вообще писали тогда, двадцать пять тысяч лет назад?

Проф.: К большому сожалению не все надписи должным образом расшифрованы и поняты нами. Я могу порекомендовать вам регулярный ежегодный вестник, выходящий в Священном институте как раз на эту тему: “Лигвейские древности”. Там постоянно публикуются переводы и комментарии. Но в общем то, что дошло до нас - это афористические высказывания и поэзия. Скажем, во время раскопок на “плаце” была обнаружена такая фраза, выбитая над, вероятно, входом в одно из зданий. Обнаружили ее на отдельно лежащей бронзовой плите. Примерно так можно перевести: Не прочна судьба народа, когда она зависит от нрава одного человека”. Может быть, удачней было бы перевести “от воли одного человека”. Сложно сказать. Лигвеи были, видимо, противниками монархии, как это ни странно для нас звучит.

Ну и напоследок, цитата из одного стихотворения, дошедшего до нас. Речь, видимо, идет о каком-то божестве:

Ты изменчива,

всегда создавая

или уничтожая;

ты нарушаешь движение жизни,

то угнетаешь,

то возносишь,

и разум не в силах постичь тебя.

Пессимистичный был народ, что тут скажешь.