Дилижансы, повозки и паланкины

В наших модулях и рассказах довольно часто появляются паланкины, повозки, телеги и даже диллижансы. В сегодняшнем тексте мы расскажем, какие виды наземного транспорта существуют в Лавикандии, где каких больше, для чего какие чаще используют и кого в какие запрягают.

Городской транспорт

По сути, есть только два типа именно городского транспорта: повозки и паланкины. Впрочем, “городской транспорт” означает, главным образом, что на нем не принято совершать дальние путешествия, а не то, что в городе нет никакого другого транспорта. В городах, особенно больших, как Кос-Тха-Ни или Пин-Ас-Он, можно встретить также всадников, почтовые и пассажирские кареты, диллижансы и грузовые телеги всех сортов. Но внутри самого города, например, между районами, принято перемещаться на паланкинах либо на небольших повозках.

И паланкины и повозки, в свою очередь, бывают разнообразными. Начнем с повозок, так как они более распространены.

Повозки

Повозки - самый распространенный тип городского транспорта, кроме того, их иногда используют и для путешествий на расстояния несколько большие, чем между двумя городскими районами - например, белая кость или феодалы могут ездить в них в свои загородные (и достаточно пригородные) имения, а торговцы - возить в них товары в ближайшие деревни.

Повозки в Лавикандии, как и во всем остальном мире, это деревянные квадратные или прямоугольные “ящики” на двух или четырех колесах. Четырехколесные внутри города чаще всего возят ослики, мулы или лошади.

Один из видов четырехколесного транспорта - открытые узкие повозки с деревянными сиденьями и достаточно высокими стенками, на которые можно опереться спиной, сидя внутри. Они ездят по окраинным районам больших городов, тем, где живут чиновники младших рангов и специалисты победнее, работая по тому же принципу, что и современный автобус. Люди с разных улиц садятся внутрь и доезжают куда-нибудь поближе к тому месту, куда им надо попасть. Остановки тут по требованию: подъезжая к нужному месту нужно громко крикнуть вознице, он притормозит, и можно будет спрыгнуть. Это обеспечивает таким повозкам, с одной стороны, низкую цену, с другой - окупаемость. Каждый пассажир платит по фыну, но десять ездоков - уже фун. Такой тип повозок (максимальная вместимость - двенадцать человек) - единственный тип того, что можно назвать “общественным транспортом”, все остальные могут увезти максимум четверых и, как правило, нанимаются, чтобы доехать из одного конкретного места в другое.

Такие возницы застилают лавки в своих повозках тканью, иногда кладут туда небольшие подушечки. Они берут подороже - от пяти фыней за час езды - но зато довезут вас прямо туда, куда надо. Правда, такие повозки ничем не закрыты, так что если на улице дождь, а у вас нет амулета - доедете мокрым. Но даже если амулет у вас есть - на дне повозки скапливается вода. Состоятельные подданные Империи редко пользуются ими, в том числе и потому, что не любят, чтобы на них глазели.

Следующая ценовая категория - фун за час езды - это крытые повозки. На деревянных бортах повозки устанавливается каркас, выгнутый или прямоугольный - а сверху на него натягивается плотный дешевый шелк или наклеивается вощеная бумага. Полностью он от дождя не защищает, но на то, чтобы проехать от района до района - хватит. Полную защиту от воды дает кожа, но на городских повозках ее увидишь нечасто. Такая повозка также довезет вас куда угодно, но потом уедет, если только вы не заплатите вознице отдельно за ожидание.

Наконец, самые дорогие повозки - уже практически кареты. Они полностью закрыты, а верхний настил иногда бывает даже деревянным. Снаружи такие повозки выкрашены краской, внутри пол застелен ковром, а на сиденьях - мягкие подушечки. Деревянные стены скрывают седока от любопытных глаз, крыша защищает от дождя, а небольшие окошечки позволяют выглядывать наружу. Такая повозка отвезет вас в любое место и, если понадобится, будет ждать в течение пары часов совершенно бесплатно. Правда, удовольствие это не дешевое, и вы едва ли найдете цену ниже семи-восьми фунов за час.

Второй тип повозок - повозки на двух колесах. Они гораздо маневреннее своих четырехколесных сестер, правда, иногда проигрывают в скорости: изредка в них запрягают ослов, совсем редко - лошадей (правда, в таком случае это скорее всего будет не извозщик, а частная повозка), но чаще всего такую “тележку” толкает или тянет за собой рикша.

Так же, как и четырехколесные повозки, двухколесные разделяются по цене и комфорту, с той только разнцей, что рикшу за фынь вы не найдете нигде, нижняя цена начинается от пяти фыней. Внешнее же отличие дорогой двуколки от дешевой строится по тому же принципу, что у четырехколесного транспорта: у самых дешевых это будут просто голые доски и никакой крыши, но, по мере роста цены проезда, будут появляться подушки на сиденьях и стенки с крышей - сначала бумажые, потом шелковые, потом - полностью деревянные.

Говоря о повозках, важно учитывать две вещи, общие для всех типов повозок, вне зависимости от цены.

Первое - у них у всех деревянные колеса, и нет никаких толковых рессор, так что в такой повозке на городской мостовой всегда очень трясет, и трясет тем сильнее, чем быстрее вас везут.

Второе - в столице есть внутренний город, на территорию которого запрещен въезд любым конным (ословым, муловым, и т.д.) повозкам и любым всадникам, кроме срочных гонцов, пожарных экипажей ВОТа и, в некоторых случаях, гвардейцев. Таким образом из всех повозок на колесах во внутреннем городе есть только рикши, что влияет на скорость передвижения - рикши, конечно, быстрее паланкинов, но даже они медленнее конной повозки. Кроме того, не стоит забывать, что рикша не может одновременно везти больше двух человек.

Паланкины 

Паланкины - более дорогое и более комфортное средство для передвижения. Паланкины встречаются везде, но чаще их можно встретить в центрах больших городов. В столице это еще дополнительно подкрепляется запретом на конный транспорт во внутреннем городе.

Паланкины - это носилки, открытые или закрытые, как правило - сидячие, - которые носят над землей на прочных жердях. Так же как повозки, они делятся по цене и размерам. Есть паланкины, которые несут четыре человека (катарир, изредка - крупные кафа) или два.

В среднем они дороже повозок, цена начинается от пяти фунов, удобнее, потому что в них вас почти не трясет, и гораздо медленнее. “Общественных” паланкинов, разумеется, не существует.

Самый большой паланкин может единомоментно вместить не больше четырех человек (и не больше двух брэ). Его несут четверо, а иногда даже шестеро или восьмеро катарир. Такие паланкины, как правило, имеют крышу из достаточно плотной, а иногда и зачарованной ткани и раздвижные занавески, которые седоки могут раздвинуть или задвинуть по своему желанию. Примерно по такому же принципу устроен и паланкин на двоих, с той только разницей, что он меньше, быстрее и маневренней.

Самое большое разнообразие можно найти среди одноместных паланкинов. Их бывает великое множество.

Открытый одноместный паланкин - это просто кресло с прикрепленными к нему жердями. Его несут два человека, и возят в таких паланкинах, как правило, немолодых чиновников и священнослужителей при участии в официальных процессиях.

Есть паланкины, устроенные как и четырехместные - с крышей и занавесками. Они - самые распространенные среди одноместных паланкинов, и большая часть мужского населения, которое вообще пользуется одноместными паланкинами, выбирает их.

Наконец есть третий тип - что-то вроде каретки, но на шестах. Полностью закрытое деревянное помещение на одного человека, которого снаружи практически невозможно увидеть. В таких ездят женщины из богатых семей и особенно богатые или не переносящие публичности люди.

В некоторых случаях паланкины тянут не люди, а лошади или ослы.

И повозки, и паланкины могут принадлежать частным лицам, но в городе чаще встречаются те, что принадлежат большим конторам. Извоз в крупном городе - большой бизнес, и он плотно контролируется относительно небольшим числом коммерсантов.

Однако по-настоящему качественные паланкины и по-настоящему дорогие и удобные повозки покупаются конкретными хозяевами для собственных нужд.

Между городами

Наконец, нельзя не сказать о том, как лавикандцы путешествуют на большие расстояния. Те, кто побогаче, могут использовать драконов. В морском путешествии или путешествии по реке любой предпочтет корабль. Но зачастую нужно поехать в место, куда быстрее и проще добраться по суше, а денег на дракона нет (или не хочется лететь на драконе по каким-то иным причинам, или в этом городе нет драконьего порта). В этом случае можно избрать одну из двух возможных стратегий.

Во-первых, можно арендовать место в дилижансе. Внешне лавикандские дилижансы несколько отличаются от их аналогов в нашем мире, но по сути они такие же: это длинные крытые повозки, в которых может ехать 8-10 человек. Идут они днем и ночью, останавливаясь только на почтовых станциях. Как правило в них запрягаются четыре лошади, иногда шесть. Дилижанс - не самое дешевое средство перемещения, проезд от города до города будет стоить не меньше фана. Так что хотя это гораздо дешевле, чем дракон, большинство лавикандцев путешествует пешком.

Более состоятельные люди, не желающие лететь на драконе (или отправляющиеся в место, куда дракон не летит - например в свое далекое имение) могут ехать не на дилижансе, а на собственной повозке или паланкине. На почтовых станциях можно за деньги нанять новых лошадей, хотя и не очень хороших. Там же найдется и несколько катарир, готовых протащить паланкин до следующей станции.

Крестьяне, которые, например едут в крупное село на ярмарку, или в город на поклон к чиновнику, могут взять для этого свою телегу. Это самая обычная телега с четырьмя колесами и низкими стенками. Так как лошадь в Лавикандии - достаточно дорогое удовольствие, то в такие повозки крестьяне запрягают ослов или, если они живут в областях, где это востребовано - быков, тех же, на которых пашут.

Наконец, можно доехать верхом - на лошади или ослике, но они по карману далеко не каждому.

Важно понимать, что все перечисленные нами способы передвижения, хоть внутри города, хоть между населенными пунктами - удел людей хоть сколько-то состоятельных. Даже упомянутые в начале текста “общественные повозки”, при своей относительной дешевизне, в итоге обходятся вам примерно в три с половиной фана за год - сумма не такая маленькая, особенно по меркам тех горожан, которые работают за рис. Так что, хотя в Лавикандии существует достаточно много способов доехать из одного места в другое, большинство жителей перемещается пешком всегда, когда это возможно, в том числе - и на большие расстояния.