Белый архивариус

 

Симми, седьмой день первого месяца лета, 183 год династии Ва

- Доброе утро, святой отец.
- Я думал, вы и ваши товарищи не признаете мой сан?
- В 123 году вы были рукоположены в священники, этот сан я готов признать.
- Вы так подробно интересовались моей биографией?
- Я читаю газеты. А вы - нет?
- Почти нет. Хотя, наверное, в текущих обстоятельствах сказать, что я не интересуюсь политикой - немного пошло, да?
- И чем же вы интересуетесь?
- О, массой вещей. А где, кстати, ваш со-брат, господин с темным ухом?
- Теперь охранять вас буду я. Вас это не устраивает?
- Устраивает, более, чем. Вы, по крайней мере, разговариваете со мной. Как вас зовут?
- Оми-Ка-Иро...
- Где вы учились?
- В архитектурном училище имени мастера Лу-Баня... какая разница?
- У вас интересный говор. Вы ведь с востока, да? Чувствуется, что Косский вам не родной; но вы говорите очень хорошо.
- Я, я так понимаю, должен быть польщен вашим замечанием?
- Ну, я же вас хвалю, вам могло быть приятно... Вы не присоединитесь ко мне? Ну, как знаете. Получается, вы архитектор?
- Я был помощником в одной конторе.
- Ну, лиха беда начало, не так ли? А начальник ваш - тоже сторонник обновления веры, или, как многие из нас, погряз в роскоши?
- Вы находите это смешным?
- Я нахожу, что сейчас могу только смеяться. Мне вернут мои книги? Или я принужден читать одно только Троекнижие, пока вы не победите?
- А чем вас не устраивает Троекнижие?
- Я уже знаю его достаточно хорошо.
- Может быть, недостаточно?
- Полагаю, что не хуже вас. Но вы, тем не менее, можете читать еще и газеты, а не только Писание. Почему архитектурное?
- Зачем вы все это спрашиваете?
- Я от природы любопытен. Так почему? Почему архитектурное училище, а не училище при ведомстве... скажем, Дворцов, теологическое или даже военная академия? Не обижайтесь, но из того, чем вы сейчас заняты, предположить у вас склонность к любому из этих предметов проще, чем к строительству.
- Вы вот учились в теологическим училище в Соб-ха-ни, почему?
- Ну, теперь я верю, что вы читали обо мне только в газетах. Я учился в столице. Очень просто - мой отец и мой дед также предпочли церковную карьеру. Должен заметить, что мне она принесла больше счастья, чем моему брату - военная.
- Вы считаете, что вы сейчас счастливы?
- Сейчас я ем вкусный завтрак, а вы кажетесь интересным собеседником.
- Неужели вам этого довольно для счастья?
Благородному мужу много не надо. Хотя вы, должно быть, и не вспомните, откуда это.
- Это из Пятой книги, из притчи о Пророке и рыбаке Лу-Фа. Вы думаете, я ее вообще не читал?
- Ну, мне же вы не даете. Чем вам не угодили две последних книги? Взять вот хотя бы эту притчу...
- Взять вот хотя бы эту притчу - по сути, это просто анекдотец, пересказанный Кими-Ар-Тану его приятелем, который, в свою очередь, слышал это от своего приятеля, служившего под началом сотника Го в войсках Ат-Ини-Тодза. Этот же приятель, в свою очередь, слышал это за общим костром от сотника, которому про это рассказал полутысячник Нё, который-де видел это собственными глазами. Почему этот рассказ более важен, чем, скажем, Суждения отца Бино?
- Потому что Суждения содержат весьма умозительное рассуждение отца Бино о том, как Пророк относился к ограничениям в быту, а рассказ Диу-Ха-Нё дает об этом вопросе непосредственное представление. Кроме того, он показывает Пророка, как человека с чувством юмора, что я, например, в нем очень ценю. Вам бы, конечно, хотелось, чтобы все ходили с возвышенными лицами, как ваш собрат с темным...
- Брат Даи!
- Да? Он не счел нужным мне представиться. Очень достойный молодой человек. Но если бы Пророк проповедовал с таким лицом, мы до сих пор были бы язычниками.
- Откуда вы знаете?
- Я предполагаю. Я имею право предполагать. И притча о рыбаке Лу-Фа дает моему предположению основание. Хм. Что это там за шум на улице?..