Ир-Сафранская башня и другие истории Книги пророчеств

В "Порохе и хлебе" мы довольно много писали о значении религии для жителей Амра и в особенности подданных Священного царства. Естественно, что и многие образы из Книги пророчеств, священного текста культа Богини, стали расхожими: на них постоянно ссылаются в речи, о них рисуют картины, их изображают на фронтонах соборов и (подчас во фривольной форме) на крышках табакерок, к ним обращаются за примером верующие, а скептики их высмеивают.

Все это требовало от нас хотя бы в общих чертах наметить эти священные сюжеты. Но, с другой стороны, мы хорошо знаем, что мало что выглядит как ужасно, как неумелая стилизация под религиозный текст: настоящие священные тексты писались гениями, а потом оттачивались поколениями. Соревноваться с ними глупо. Но и использовать эти тексты напрямую (как мы используем в книгах иногда цитаты из художественных книг или мемуаров) нет смысла: во-первых, это не слишком этично, а во-вторых, довольно скучно.

Поэтому мы решили пойти по среднему пути и использовать не столько сюжеты, сколько образы. В основном нами были выбраны образы ветхозаветные и африканские, причем предпочтение отдавалось тем, которые в равной степени встречаются и в иудейской, и в африканской мифологии. Так, скажем, образ башни до небес, разрушившийся по воле богов, есть не только в книге Бытия, но и в мифах племен банту. (Подробней о таких пересечениях можно почитать, например, в классической работе Фрэзера "Фольклор в Ветхом завете"). А чтоб было интересней и ради духа амрийской культуры, похожей на Африку и Иудею, но одновременно и непохожей на них, знакомые сюжеты были нами слегка переиначены.

Разумеется, как и всегда в случае описания нами религий Земли и воды, в этих историях для сеттинга есть лишь крупицы истины. В основном же они представляют собой фантазии и художественные образы.

 

Миф о творении мира

В первой части Книги пророчеств активно действуют два персонажа: помимо Богини-матери есть еще и Творец, ее супруг. Хотя отношения между ними изначально не слишком хорошие, мир они творят вместе и больше от скуки: на небе им (и другим младшим духам) неплохо, но внизу, под небом, одна вода и темнота. Так что сначала они вдвоем творят землю, потом - солнце и луну (исторически, возможно, Богиня и была персонификацией луны, а Творец - солнца, но в моменту записи Книги пророчеств эта идея уже ушла).

 

Миф о творении человека

Хотя земля получилась неплохой, на ней не хватало жизни. Поэтому боги сотворили сначала людей, а потом и животных. Мифов о творении человека сразу два и, хотя они прямо противоречат друг другу, в Книгу пророчеств включены оба. Первый, менее популярный, гласит, что Творец создал людей из земли, а потом богиня вдохнула в них жизнь. Другой, гораздо более распространенный и сильнее повлиявший на культуру, предполагает, что первые мужчина и женщина родились от союза Богини и Творца.

 

Миф о смерти

Люди и животные сами могли выбрать, будут они смертными или бессмертными. Естественно, люди и большинство животных решили быть бессмертными, но были и те, кто хотел, чтоб смерть существовала: так думал Крокодил (во всех мифах южан он - главный отрицательный персонаж), Змея, Лягушка и разнообразные хищники. Чтоб сообщить Богине о том, что они выбрали бессмертие, люди послали к ней Попугая. Но по дороге Попугай отвлекся на спелые ягоды. Пока он ел, Крокодил быстро послал к богине Лягушку и та сказала, что бессмертие не нужно. Так и было решено, и когда Попугай наконец добрался до чертогов Богини, менять что-то было уже поздно.

 

Миф о болезнях и старости

Как уже было сказано выше, Творец, фигурирующий в ранних мифах, персонаж не слишком положительный. Лучше всего это иллюстрирует популярный сюжет о том, как Творец пытался соблазнить первую женщину (т.е. собственную дочь!) Строго соблюдая запрет Богини на инцестуальные связи, женщина раз за разом отказывался Творцу, за что ее - и всех людей - наказывали. Сперва Творец в наказание создал болезни, потом старость, потом жару, самумы и прочие природные бедствия. Наконец, убедившись в упорстве дочери, Творец просто изнасиловал ее и убил, за что Богиня сильно на него разгневалась.

 

Миф о Первой башне

Желая вернуть себе утерянные блага и отомстить за поруганную честь жены, первый человек при помощи других людей (вероятно, сотворенных в рамках первого мифа о творении - толком это не объясняется) решает отомстить. Творец прячется от него сперва на острове, потом на горе Харгааш (рядом с ней стоит Ир-Сафран), но первый человек Одува все время настигал его. Тогда Творец поднялся по паутине на небо и спрятался там. Человеку подняться по паутине невозможно, но Хамелеон (трикстер и глава войска Богини) научил Одуву, что нужно делать: нужно было построить башню до небес. Башня была построена, с нее Одува шагнул на небо и поразил Творца броском копья-ассегая. Творец не погиб, но пал под землю, где стал главой сил зла. Впрочем, в более поздних частях Книги пророчеств он почти не упоминается.

История о башне, конечно, миф, но в память о ней в Древнем Амре действительно была построена гигантская башня - высотой метров 250. Напоминала она не столько древние зиккураты, сколько вавилонскую башню с известной картины Брейгеля.

 

Миф о царе-жреце

Победивший бога-творца Одува стал новым супругом Богини, но супругом символическим (в противном случае был бы нарушен тот же инцестуальный запрет). Однако даже праведное восстание на Отца, каким бы он ни был - слишком тяжкий грех. Расплачиваться за него надо жизнью, и по истечении 12 лет брака Одуву принесли в жертву на горе Харгааш. Так и повелось: на 12 лет выбирают царя-жреца, потом отводят его в пещеру на горе Харгааш и там приносят в жертву.

 

Миф о первых жертвах

Богиня нужно приносить жертвы. Делается это и сегодня, а в древности делалось даже чаще. Как правило закладывают жертвенных животных - овец или, реже, коз. В древности случались и человеческие жертвы - помимо жертвы царя-жреца. Мифологическим основанием для кровавых жертв служит история двух братьев. Один из них прогневал богиню жертвоприношением зерен и плодов земли, и другой, чтоб спасти людей от гнева богини, вынужден был принести своего брата в искупительную жертву. С этих пор регулярными, обычными жертвоприношениями стали жертвы скота, а в случае больших бедствий могли принести в жертву и человека (примерно так, как это делали в древней Греции с фармаком).

 

Миф о гибели человечества и завете

Многие годы люди были верны богине, но с течением времени они становились все хуже, а их преданность все меньше. Наконец, они совсем отвернулись от богини, стали поклоняться выдуманным богам, погрязли в грехах. Богиня поняла, что нужно их за это покарать и наслала сперва всемирный пожар, а потом всемирный потоп. Выжили в нем только немногие верные, которых на время катаклизмов Богиня забрала к себе на небо.

Произошло это только с праведниками, но были и те, кто не заслужил спасения, но все же и не заслужил вечного проклятия и смерти, и за кого молились праведницы. Такие люди превратились в демонов, которых культ Богини трактует вполне (для этого мира) реалистично: как сущностей, полностью подчиненных своему предназначению, бессмертных, но лишенных свободной воли.

По окончании бедствий взятые на небо вернулись назад на землю и заключили с Богиней договор о том, что все их потомки будут пользоваться ее покровительством, а взамен станут ей верно служить. Те из них, кто сохранил этот договор, и стали предками амритян. Прочие, отвернувшиеся от Богини, потеряли и ее покровительство. В конце времен, когда наступит битва добра и зла, эти неверные попадут в ад, а верные спасутся. Но это будет нескоро.

 

Миф о гибели Ир-Сафрана

Тем не менее и амритяне нередко отступали от Богини, по крайней мере если верить священным текстам. Пророчицы и пророки не раз пытались вернуть их на путь истинный. Иногда это удавалось, иногда не очень. Однажды богиня, разгневавшись, даже уничтожила Ир-Сафран за то, что там приносились жертвы не только ей.

Эта история, хотя и мифологическая, имеет реальную подоплеку. Дело в том, что гора Харгааш вообще-то вулкан. Сейчас он потухший, но во времена Древнего Амра (все-таки прошло почти 20 тысяч лет) еще иногда извергался. Судя по всему, одно из таких извержений некогда действительно уничтожило Ир-Сафран. В связи с этим, кстати, образ всемирного потопа в амрийской культуре большой роли не играет, а вот образ всемирного пожара, характерный в нашем мире для многих африканских племен, наоборот хорошо известен и популярен. В момент гибели

 

Мифы о завоеваниях амритян

Если первые части Книги пророчеств рассказывают об создании мира и его первоначальном устройстве, но более поздние представляют своего рода исторические тексты, хотя и сильно мифологизированные. Их подоплека - реальные завоевание древней Амрийской империи, которая в какой-то момент подчинила себе практически весь север Южного континента. Среди связанных с этим мифов самые известные:

- о волшебных трубах, сделанных Хамелеоном по воле богини. Трубя в эти трубы, амритяне сокрушали стены вражеских городов;

- о битве храброго воина-великана Гальята, потомка Одуве, с хитроумным Давудом, служителем ложных богов; Давид пытался хитростью убить Гальята из пращи и почти добился успеха, но Гальят, уже павший на землю, вовремя взмолился Богине и она придала ему сил;

- о злом воине Шимшоне, вожде одного из вражеских племен, который был непобедим из-за колдовства, защищавшего его. Залогом колдовства были длинные волосы. Многие славные воины сложили головы в бою с Шимшоном и тогда богиня послала на помощь своего ангела - Талису (напомним, что в культе Богини ангелы - женщины). Талиса жила с Шимшоном как жена и сумел отрезать его волосы, после чего его, утратившего силу, захватили и заперли в основании Первой башни - но Талиса сошла туда за ним. По классической версии - как страж, а вот в североамрийской поэтической традиции - как возлюбленная. Вокруг мифа о Талисе и Шимшоне строится значительная часть идей о борьбе со злокозненной магией;

- о  храбром юноше Герешоме, что смолоду воевал в войнах Амра и семь раз выносил на спине тела семи своих братьев, заливая их кровью лютню своей матери. Когда в восьмой битве он, израненный, напоил лютню и своей кровью, она запела песню, какой уже больше нет. Эту песню, славящую Богиню сперва как строевая, потом как религиозный гимн, потом все более и более эротически, сейчас поют в оборванном на середине виде: по легенде, пропев все куплеты, кроме последнего, Герешом отбросил меч и ушел со стены, которую защищал. Так же Герешому приписываются (непонятно, насколько основательно) и некоторые другие религиозные гимны в Книге пророчеств, в целом составляющие целую книгу - она так и называется, “Герешомовы гимны”.

- о разнообразных реликвиях, которые амритяне отбивали у врагов и помещали в Первую башню, и вообще о том, как амритяне управляли покоренными племенами (так, скажем, если верить этим сведениям, покоренным народам на первые три поколения запрещалось пользоваться железом).

 

Миф о конце света

Хотя идея конца света присутствует в Книге пророчеств с самого начала, по-настоящему детально он был описан гораздо позже. Скорее всего на эти образы сильно повлияло падение Старой Амрийской империи. Предполагается, что в конце времен будет заново построена разрушенная в годы падения древнего Амра Башня и приозойдет гигантская битва сил добра во главе с Хамелеоном и ангелами с силами зла. При этом большинство полагает, что победа сил добра в этой битве предопределена, но сторонники “одзонгской ереси” полагают, что битва может кончиться и победой сил зла.

После битвы будет страшный суд, по результатам которого самые большие праведники присоединятся к сонму ангелов и слуг богини, а просто достойные верующие попадут в рай, а грешники - в ад. Те же, у кого хорошие и плохие поступки уравновесят другу друга, отправятся в “место смешанных”, где вечно будут скитаться забывшими свою жизнь тенями - как в греческом Аиде или, отчасти, в древнеиудейском Шеоле.